Взрослые считают причиной всего обычную детскую лень. Однако родители часто сами в этом виноваты. Дети умнее и наблюдательнее, чем нам кажется. Семейный психолог Наталья Селиверстова замечает, что лень – это то, чему дети учатся у родителей. «Дети все подмечают и повторяют тот образ жизни, который видят в семье. Родителям неплохо было бы посмотреть прежде всего на себя и понять, откуда в ребенке взялась эта лень», – советует психолог.
То, как ребенок будет относиться к учебе, закладывается раньше его самого первого школьного дня. Образ жизни родителей, их интерес к происходящему, к получению знаний – все это влияет на подрастающего человека. Многое зависит от того, как взрослые реагировали на детские «почемучки» – объясняли и рассказывали или отмахивались, отбивая у ребенка тягу к знаниям. Психолог Ирина Киреева советует всем помнить поговорку: «Не воспитывайте детей – лучше покажите им пример».
ПРИЧИНА ПЕРВАЯ
Лень – это не первая причина. Часто дело в том, что ребенку просто скучно. В семье не прививалась культура постоянного развития, его никто не пытался заинтересовать и поддержать его интерес, и школа как место получения знаний ребенка не привлекает.
«Несмотря на важность роли учителя, я бы не снимала ответственности с родителей, – говорит Ирина Киреева. – Ведь можно с увлечением рассказать ребенку что-то новое, заинтересовать его необычными фактами, касающимися изучаемого предмета». С ней солидарна Наталья Селиверстова, которая советует родителям своими средствами показать ребенку увлекательность предмета, который не вызывает у него интереса. «Важно также объяснить, что ребенок ходит в школу не за оценками, а за знаниями. И если он будет их получать и внимательно слушать учителя, то оценки будут хорошими», – добавляет Сели¬верстова.
ВЕЛИКИЕ ТУГОДУМЫ
Ленивыми и даже тугодумами в школьные годы считались Чарлз Дарвин, Уинстон Черчилль, Пабло Пикассо и Альберт Эйнштейн.
НЕ ЛЕЖИ НА ПЕЧИ
Австралийские ученые считают, что леность – не порок, а болезненное состояние, так называемый синдром мотивационной недостаточности. Он поражает каждого пятого жителя нашей планеты и характеризуется непреодолимой и расслабляющей апатией.
ПРИЧИНА ВТОРАЯ
Даже если интерес у ребенка есть, это не предотвращает проблемы. Влияют и другие факторы: школа слишком сложная, ребенка отдали не в тот класс, переоценили его возможности. Ребенку сложно, и он теряет интерес к учебе. Объясняется это тем, что каждому человеку, и ребенку в том числе, нужна ситуация успеха.
Ребенок старается, но у него не получается, он все реже достигает хороших результатов и все реже получает похвалу от учителей и родителей. В итоге он начинает считать себя неудачником и перестает стараться. Что делать? «В этом случае нужно просто реально оценить способности и возможности своего ребенка. Возможно, нужно будет сменить школу или перевести его в другой класс, где будут иные требования и будут сделаны акценты на других предметах. Можно нанять репетитора или самим, пытаясь объяснить ребенку то, что он не понял на уроках, выполнять вместе с ним задания», – советует Наталья Селиверстова.
Но и это не гарантия успеха. Помощь родителей, репетиторы, дополнительные занятия помогут исправить оценки, но не решат глубинной проблемы. Ребенку важно почувствовать себя успешным, ощутить радость и гордость за себя от того, что у него что-то получается.
Важно компенсировать школьные неудачи другими ситуациями успеха – увлечениями, которые приносят ребенку удовольствие, радость и уверенность в своих силах. Это может быть спорт или музыка. Не секрет, что многие успешные люди в школе не были отличниками, поэтому не стоит ставить крест на ребенке и считать его необучаемым. Такое понятие, как необучаемость, крайне редкое. Обучить можно всему, если правильно развить мотивацию у ребенка. Вполне возможно, что ребенок не покажет блестящих результатов, но в пределах своих возможностей развиться можно всегда.
ПРИЧИНА ТРЕТЬЯ
К тому же у ребенка может не быть навыка самостоятельной работы. Речь идет о том, что он плохо умеет учиться сам, без постоянного руководства со стороны взрослых, не умеет настраивать себя на выполнение нужной работы. Как быть родителям? Нужно приучить ребенка к самоорганизации, к планированию, постановке определенных задач и контролю за их выполнением.
Ирина Киреева называет выработку у ребенка ответственности за процесс обучения одним из самых действенных способов повысить успеваемость. Очень полезно будет научить школьника отвечать за свои успехи и неудачи. Но к этому часто не готовы сами родители, желающие контролировать процесс обучения. При этом учеба в школе помогает развить массу важней-ших навыков, которые пригодятся в жизни. Среди них усидчивость, ответственность, принятие решений, умение запоминать и анализировать информацию.
ПРИЧИНА ЧЕТВЕРТАЯ
Еще одна причина – отсутствие взаимопонимания в коллективе, напряженные отношения с одноклассниками. Школа в такой ситуации не кажется местом, куда ученик будет стремиться. Он может не рассказывать о том, что творится в школе, но его нежелание туда идти должно насторожить родителей. Может быть, он не нашел общего языка с одноклассниками, у него нет друзей, поэтому в школе он чувствует себя одиноким, а могут быть и случаи буллинга1, что очень опасно. Естественно, что некомфортная среда снижает желание учиться.
1 Буллинг – агрессивное преследование одного из членов коллектива, психологическая травля.
ПРИЧИНА ПЯТАЯ
У подростков возникают новые проблемы на фоне гормональных изменений. Наталья Селиверстова объясняет, что в возрасте 11–13 лет процессы возбуждения в коре головного мозга идут очень быстро, а процессы торможения – медленно. Подростков отвлекает любая мелочь, заводит и раздражает порой незначительный пустяк, а вот остановиться, затормозить им непросто. «В таком состоянии очень трудно сосредоточиться на уроках и не отвлекаться, – поясняет психолог. – В мозг не поступает нужного количества кислорода. Голова быстрее устает. Гормональные изменения вызывают резкие смены настроения». Кроме того, на первый план у подростка выходит не учеба, а общение с одноклассниками, внешность и взаимоотношения с противоположным полом.
Как родителям вести себя с подростком? Наталья Селиверстова советует не раздражать лишний раз подростков приказным тоном, а вместо этого стараться общаться на равных. Быть подростком непросто: собственное тело кажется неудобным, физиологическая нагрузка на организм возрастает, и родителям нужно об этом помнить и не требовать невозможного. Однако самое главное, что нужно ребенку независимо от его возраста, – это внимание, любовь и забота родителей.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
ПЕРЕДЫШКА ПЕРЕД ОТКРЫТИЕМ
Давайте присядем на минутку и вспомним: когда в последний раз вас посещала лень? По какому поводу приходила – просто без причины или «по делу» заглянула? Как вы с ней обошлись: боролись или восприняли появление лени как возможность временной передышки, минутки отдыха в напряженном ритме дня? Лень может порой становиться мощнейшей защитной реакцией организма и приходит тогда, когда ребенок сильно перегружен или на него оказывается активное давление, организм сам начинает отказываться работать. Внешне это проявляется по-разному. Например, болит живот, нога, голова или становится сложно просыпаться, вставать с кровати. Лень, на мой взгляд, не противник, а союзник родителей. Она может быть симптомом того, что в жизни вашего чада не все гладко. Многих великих и не очень людей вел по жизни интерес узнавать что-то новое, и лень становилась временной передышкой перед новым открытием. Давайте попробуем устроить такую передышку себе и своему ребенку. Интересно, что будет с ленью?
психолог-консультант