В Сети сейчас активно распространяется статья о том, что некий ученый из Миннесоты провел исследование, доказавшее, что «троечники» намного успешнее отличников. Поиск в интернете легко показывает, что это самый что ни на есть фейк.
Отличники невроза
Считать, что тройки – прямой путь к успеху в жизни, как минимум не очень умно: хороший багаж знаний, умение учиться, трудиться, преодолевать сложности, привычка к постоянному самообразованию обычно не очень-то присущи троечникам. А ведь именно эти качества необходимы для успеха в жизни.
Идея оценки знаний много раз менялась с момента возникновения и до нас дошла не в самом лучшем виде. И теперь это нелепое отношение к школьным оценкам мы передаем своим детям, не задумываясь о том, к чему это их приведет.
В результате из-за оценок у детей нервные срывы, ненависть к школе, страх неудач, выхолащивание смысла учебы. Оценки заменили собой удовольствие от познания, от решения задачи, человеческого одобрения учителя, от преодоления сложностей.
Двойка. В массовом сознании оценка однозначная. А давайте вспомним, что за ней может скрываться в каждом конкретном случае: растерянность, страх перед педагогом, температура или головная боль, травля одноклассников, протест против системы или давящих родителей, неверие в свои силы, «опустившиеся руки» и даже отчаяние.
Детки в клетке
В середине прошлого века американский ученый Мартин Селигман практически случайно открыл такое явление, как выученная беспомощность. В ряде экспериментов предполагалось изучать павловское классическое обусловливание, приучая собак бояться определенного звука. Для этого после звука сидящие в клетках собаки получали несильный удар током. Предполагалось, что в результате, когда собаки приучатся к связи «звук – удар тока» и им откроют клетки, они будут убегать из них сразу же после сигнала. Но когда открыли клетки, собаки остались лежать и смиренно терпеть электрические удары.
Тогда Селигман провел другой эксперимент, разделив собак на несколько групп: тех, кто мог прекратить удары током нажатием педали, и тех, кто никак не мог этого избежать. Оказалось, что собаки, которые могли повлиять на ситуацию, после открытия сразу убежали из клеток. А остальные повели себя так же, как и в первом эксперименте.
С тех пор было проведено множество исследований «по мотивам» этого эксперимента, и на сегодняшний день достоверно известно, что люди, которые раз за разом получают опыт неконтролируемости событий, становятся беспомощными и смиряются с тем, что от них ничего не зависит.
Именно это происходит с нашими детьми, когда начинают игнорироваться их пусть маленькие, но успехи. Когда они получают плохие оценки и наказание от родителей независимо от того, чем вызвана эта самая плохая оценка. Поэтому очень важно не наказывать (поверьте, ни один школьник не хочет плохо учиться!), а помогать ребенку, доброжелательно разбираясь в причинах и помогая найти решение проблем.
Работа над ошибками
В английском языке есть слово mastery – «ощущение контроля, власти, исполнительское мастерство, искусность, усвоение». Так вот, в процессе бихевиоральной психотерапии депрессии именно это чувство используется как одна из опор на пути к выздоровлению. Именно оно дает человеку силы для движения вперед! В моей практике очень эффективным оказалось формировать у детей с самого начала учебы именно такое отношение к оценкам.
Дети приходят в школу, чтобы учиться, и это интересно. Но они, как и все люди на земле, иногда могут что-то неправильно понять, недостаточно сделать, где-то даже полениться (да-да, и мы, взрослые, тоже). И учиться тоже надо учиться.
Если бы учитель занимался только с одним учеником, то он мог бы в разговоре сообщать ему о том, что у него получилось хорошо, а над чем еще надо поработать. Но в классе ребят много, поэтому надо было придумать, как давать всем быструю обратную связь. Для этого и существуют оценки. Они не имеют никакого отношения к тому, хороший ребенок или нет, не измеряют доброту и человечность. И даже умственные способности не оценивают.
- «5» – «ты достаточно поработал на уроке и дома и должен продолжать в том же духе».
- «4» – «чуть-чуть недоработал, обрати внимание на ошибки и доучи».
- «3» – «видимо, ты слишком мало внимания уделил урокам или что-то недопонял; если не справишься сам, обратись за помощью».
- «2» – сигнал родителям, что, возможно, с ребенком что-то происходит и им надо выявить проблему, помочь ее решить.
Только прежде, чем объяснять это ребенку, нужно самому научиться именно так относиться к цифрам в дневнике, иначе ничего не получится.
Когда в семье формируется правильное отношение к оценкам, ребенок получает возможность сосредоточиться на процессе учебы, а не на показушной картинке. И родители меньше нервничают, когда снимают пятерку с пьедестала и фокусируют свое внимание на развитии ребенка и его интереса к познанию.
Есть дети, которые практически с рождения перфекционисты, они до слез расстраиваются даже из-за четверок. Мой сын был таким. Поэтому мы договорились с первой учительницей и подстроили совместными усилиями получение им двойки. А когда он пришел домой в растрепанных чувствах, мы встретили его с шариками, тортом и плакатом «Ура! Праздник первой двойки!» и рассказали ему, что мы все в своей жизни когда-то получали плохие оценки и это – нормальная часть школьной жизни. И что вот теперь-то он настоящий школьник!
Это сняло с него лишнее напряжение и избавило от страха неудачи. С тех пор для нашего сына оценки – просто сигнальная система, а учеба – увлекательное занятие. А скучные для него предметы – хорошая тренировка для силы воли.