Все заканчивается так быстро. Еще вчера можно было спать до обеда, бегать по траве, купаться в теплом море, а сегодня нужно рано вставать, куда-то плестись, сидеть за партой и мечтать о спасительном звонке. Начало учебного года мало кто из детей ждет с нетерпением. И порой проходит неделя, другая, а ребенок никак не может втянуться. Как настроить его после летних каникул, чтобы возвращение в школу прошло максимально безболезненно?
И СНОВА В БОЙ
С какими же проблемами сталкиваются дети, возвращаясь в школу после летних каникул? Их целый букет. «Это смена режима после летних каникул, ранний подъем, концентрация внимания на учебе, преодоление лени, а у некоторых детей это еще и нежелание учиться, страх перед родителями за оценки, недружелюбные отношения с ребятами в классе, боязнь учителей», – поясняет семейный психолог Наталья Селиверстова.
В целом все эти проблемы можно объяснить нежеланием ребенка возвращаться в некомфортную для него среду, а уже конкретные причины могут быть индивидуальными. Одна из них – просто нежелание напрягаться. Для ребенка совершенно естественно стремиться уделять потехе время, а делу час. «Просто необходимо объяснить своему чаду, что в жизни не всегда можно делать только то, что хочется, поэтому в школу все равно придется вернуться. Ведь мама и папа ходят на работу, а школа – та же работа», – советует психолог Анна Конончук.
Гораздо большую роль играет то, как чувствует себя ребенок в школьном коллективе. У детей, особенно младшего школьного возраста, выбор общения часто бывает ограничен их классом, и друзей приходится находить именно там. Полбеды, если ребенок просто не нашел людей, с которыми ему интересно. Совсем другое дело, если маленький человек становится предметом насмешек одноклассников. К сожалению, сюжет фильма «Чучело» в реальности повторяется достаточно часто. Тогда возвращение в школу для ребенка означает возвращение в пыточную камеру.
«Если у ребенка в школе есть друзья, хорошие отношения с учителями и родителями, то у него будет минимум проблем в начале года при адаптации к школе после летних каникул», – добавляет Наталья Селиверстова. Интересно, что психолог упоминает и родителей, которые формально находятся по другую сторону баррикад. Если взрослые не слышати не пытаются услышать своего ребенка, не интересуются его проблемами и не считают их важными, он чувствует себя покинутым, у него появляется апатия ко всему, в том числе и к учебе.
Изменить эмоциональный настрой «невозвращенца» в школу помогут простые упражнения
МЕСТО ОТДЫХА
Попросите ребенка закрыть глаза и представить место, где он любит отдыхать, где ему всегда хорошо и где он безопасно себя чувствует. Затем пусть он представит, что находится в этом месте и делает там то, что хочет, от чего он испытывает удовольствие. Продолжительность упражнения одна – две минуты. В конце упражнения попросите ребенка открыть глаза, потянуться несколько раз, сесть, глубоко вздохнуть и встать.
ВОЗДУШНЫЙ ШАР
Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх, наберите воздух. Представьте, что вы – большой воздушный шар, наполненный воздухом. Постойте в такой позе одну – две минуты, напрягая все мышцы тела. Затем представьте себе, что в шаре появилось небольшое отверстие. Медленно начинайте выпускать воздух, одновременно расслабляя мышцы тела: кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и так далее. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте это упражнение вместе с ребенком, а потом делитесь впечатлениями.
Нередко родители детей школьного возраста допускают распространенную ошибку: перекладывают ответственность за воспитание ребенка с себя на учителей и априори признают правоту учителя. Не все так просто, и конфликты с учителями тоже не редкость. По словам Анны Конончук, многие родители принимают сторону старших, не думая о том, что в конфликте всегда виноваты оба. «Необходимо интересоваться поведением вашего ребенка, так как запущенные отношения могут повлиять на дальнейшее развитие личности и отношения с другими людьми», – советует психолог.
ВСЕМУ СВОЕ ВРЕМЯ
Школьный возраст имеет весьма широкую шкалу – от семи до семнадцати лет. «Между тем у детей разная ведущая деятельность в разные возрастные периоды», – поясняет Наталья Селиверстова.
В начальной школе преобладает учебная деятельность, и если процесс построен грамотно, нет завышенных требований у родителей, у ребенка привито уважение к учителям и учебе, то дети пойдут в школу с радостью.
В подростковом периоде ведущей деятельностью становится общение со сверстниками, поэтому в школу подростки идут прежде всего общаться с друзьями. Также в этом возрасте возникают симпатии к противоположному полу, а учеба немного отодвигается на задний план. И если подросток не желает идти в школу 1 сентября, то, скорее всего, у него проблемы с общением.
В старших классах важны оба фактора: и интерес к общению, и фокус на учебе, потому что скоро поступать в вуз. Такая ситуация похожа на работу у взрослых, когда нужно и выполнять свои обязанности, и выстраивать отношения с коллегами. Кому-то это удается, кому-то нет – тогда ребенок сосредотачивается только на одном, и не всегда это учеба.
ЛЮБИТЬ НЕЛЬЗЯ НЕНАВИДЕТЬ
Предлагаем вам комплекс действий, которые помогут ребенку пережить возвращение в школу. Практиковать его нужно не только после летних каникул, но и в течение всего года.
1.
Первое, что нужно делать, – это поддерживать интерес ребенка к учебе, к одноклассникам, искренне интересуясь его делами в школе, а не спрашивая только об оценках.
2.
Важно не критиковать учителей и школу в присутствии ребенка. Если вы не согласны с какими-то действиями педагога, сходите в школу и разберитесь, в чем дело, а потом объясните ситуацию ребенку.
3.
Не стоит требовать с ребенка больше, чем он может, завышать планку. Выясните, почему не получается. Не кричите, а помогите, когда ребенок обращается за помощью. Кроме того, нельзя сравнивать ребенка с другими детьми. Родители очень любят фразу «Почему он понял, а ты нет? Ты что – тупой?» Это понижает самооценку ребенка. Необходимо принять истину, что не все дети могут сразу разобраться в том, что объяснил учитель.
4.
Если ребенок жалуется, выслушайте его, не перебивая, и будьте на его стороне, мягко объяснив, что можно было бы еще сделать так-то и так-то в данной ситуации, тогда, возможно, исход был бы другим. Наконец, нужно понять, что ребенок волнуется, и поддержать его.
Родители могут сами справиться с нежеланием ребенка идти в школу. Важно не оставлять его одного со своими проблемами. Вспомните: приходя из детского сада, малыш всегда рассказывал об играх, прогулках, воспитательнице, своих друзьях. Вы радовались вместе с ним и поддерживали его. А теперь ваш ребенок вдруг стал замкнутым. Налейте чашку чая, сядьте с ребенком за стол, искренне спросите, как у него дела. Ребенок будет открываться постепенно, и каждое чаепитие станет шагом к сближению.