В России около 70 % школьников имеют психические расстройства и аномалии развития, заявил главный психиатр Минздрава России, директор Федерального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии имени Сербского Зураб Кекелидзе.
По информации агентства ТАСС
Относительно 70 % психических расстройств и аномалий развития среди школьников сказать что-либо определённое сложно. Не знаю, что подразумевает уважаемый Зураб Ильич под «аномалиями развития». Родимые пятна – это тоже аномалия развития. Но если придерживаться рамок клинической психиатрии, то чаще всего приходится говорить о поведенческих и невротических нарушениях, которые, скажем, в наукограде Фрязино, Московской области составляют 75 % заболеваний. Еще 20 % – больные с умственной отсталостью и аутизмом. Остальные – шизофрения, эпилепсия и различные органические поражения головного мозга. В сумме наблюдаемые у детского психиатра пациенты составляют 3,5 % от всех детей и подростков, что весьма далеко от 70 %.
Однако в каждом статистическом исследовании таится коварное «но». Заключается оно в следующем. Три года назад государство наконец-то выделило деньги для проведения плановой всеобщей диспансеризации населения, включая, разумеется, детей и подростков. По предположению детского психиатра, 8–10 % подростков при дообследовании, скорее всего, обнаружат те или иные психические расстройства. Разумеется, не самые тяжелые, которые психиатр выявляет сразу при поверхностном осмотре. Почему поверхностном и почему не дообследуют? Если в кабинет к врачу заводят 35–40 детей (один школьный класс) и он должен их «осмотреть» помимо тех пациентов, которые у него записаны в этот день на прием, то о каком осмотре можно говорить, кроме самого формального?
Возможно, под «психическими расстройствами» подразумевается «педагогическая запущенность» и разные варианты «школьной дезадаптации». Это достаточно часто встречающиеся расстройства, которые компенсируются или усилиями школьных психологов, или проходят с возрастом. Терапия детского психиатра в большинстве этих случаев не требуется. Когда же лечение необходимо, родители чаще всего категорически возражают: «Состоять на учете у психиатра? Испортить жизнь ребенку?»
Таким образом, психические нарушения различной степени тяжести у детей и подростков вряд ли превышают 12–15 %.