Может ли один в поле оставаться воином? Способен ли здоровый элемент изменить дисфункциональную систему? Возможно ли, чтобы один был прав, а большинство — нет? Ответ «да» – вот что объединяет фильмы «Серпико» и «Гордость и слава», снятые с разницей в 35 лет, в разные эпохи. В создании фильмов принимали участие разные поколения, и адресовались они разным поколениям зрителей, но темы остаются актуальными и сейчас – судя по высокому рейтингу картин.
- Фильм «Серпико». Италия, США, 1973
- Режиссер: Сидни Люмет
- В главной роли: Аль Пачино
- Фильм «Гордость и слава». США, Германия, 2007
- Режиссер: Гэвин О’Коннор
- В главных ролях: Колин Фаррелл, Эдвард Нортон
Дисфункциональная система в обоих фильмах — коррумпированная полиция. И Фрэнк Серпико (Аль Пачино) в одноименном фильме, и Рэй (Эдвард Нортон) во второй картине — честные полицейские, искренне преданные делу своей жизни. Неожиданно для себя они обнаруживают, что отнюдь не все коллеги разделяют эти ценности. Те, кого они считали своими соратниками и друзьями, оказываются лжецами, взяточниками, насильниками и даже убийцами. Возникает противостояние между одиночным элементом и системой: естественно, опасное для элемента.
Если элемент не совпадает с системой, не так много вариантов развития события:
- Система меняет его под себя (Фрэнка и Рэя пытаются то подкупить, то запугать и даже подставить).
- Система уничтожает отличающийся элемент, потому что он начинает представлять для нее угрозу (и такие попытки тоже происходят).
- Система отторгает элемент (в обоих фильмах непокорных героев убеждают добровольно уйти с работы).
- И в единичных случаях элемент способен запустить изменение всей системы. Но это самый редкий и сложный вариант, он требует многих личных качеств: упорства, мужества, смелости, поленезависимости и т. д.
Но это действительно возможно: одиночка может оказаться сильнее многих, и не просто выстоять в противостоянии, а победить. История Фрэнка Серпико — доказательство того. Да-да, фильм «Серпико» основан на абсолютно реальных событиях! Более того, настоящий Фрэнк Серпико здравствует и ныне, и даже, несмотря на преклонный возраст, продолжает работу по контролю деятельности полицейских. Личность Серпико уже давно стала легендарной для американских полицейских, а широкую популярность завоевала после выхода фильма.
Кстати, сам Серпико лично помогал Аль Пачино готовиться к этой роли. И когда актер спросил полицейского, что же помогло ему выстоять и принять правильное решение, он ответил: «Сам не знаю… Наверно, я просто не могу торговать своей совестью».
В 60-е годы полиция Нью-Йорка была нездоровой коррумпированной системой, а молодой полицейский Фрэнк Серпико не согласился так жить и решил остаться честным и порядочным. Более того, он попытался поменять эту систему «узаконенного рэкета», бросив вызов власть имущим. Ни уговоры, ни подкуп, ни угрозы, включая покушение на жизнь и тяжелое ранение, не остановили его.
Но система сопротивлялась изменениям, и лишь открытое интервью газете «Нью-Йорк Таймс» помогло сдвинуть дело с мертвой точки: статья произвела сенсацию и получила огромную поддержку общественности, мэр не мог проигнорировать опубликованные факты. Результатом стали массовые увольнения, расследования, создание специальной Комиссии по контролю деятельности полицейских. В корне изменилась сама полицейская система США. Как одиночка смог выдержать это противостояние и победить?
Создатели фильма «Серпико» раскрывают его сомнения, страдания, страх. Аль Пачино мастерски и убедительно показывают зрителю, что происходит в душе его героя, и это трогает. Если бы Серпико были неведомы страх и сомнения, он выглядел бы глупцом, фанатиком или выдуманным суперменом из комикса. Но он такой же человек, как и зритель: он сомневается, терзается, боится. Но продолжает идти вперед! И именно это вызывает уважение и даже восхищение.
Что ему помогает, когда нет внешних ресурсов в виде поддержки и защиты? Внутренние ресурсы: система ценностей, в которую верит и которой следует Серпико. Это так называемая «внутренняя правда», которая становится для него системой координат и опорой. Если отдельный элемент чувствует «внутреннюю правду», ему может хватить этого ресурса, чтобы запустить изменения в дисфункциональной системе.
И то же происходит с Рэем — героем фильма «Гордость и слава», снятого почти 35 лет спустя. Если он начнет борьбу с коррупцией и раскроет правду, это повлечет множество последствий: он может попасть под суд, под ударом окажется карьера его брата, семья будет опозорена… Но в сложной точке он делает правильный выбор. Эдвард Нортон показывает зрителю, как его герой приходит к «внутренней правде» и держится за нее.
Мы поговорили о том, что объединяет оба фильма. А теперь давайте поговорим о различиях.
Я бы выделила разницу в акцентах: на действие и на переживание. Возможно, это объясняется разницей эпох, когда снимались фильмы: современный кинематограф идет по пути развития действия, насыщения сюжета событиями — драками, перестрелками, погонями.
В кинематографе 70-х действие было менее динамичным, и большее значение придавалось переживаниям героев. Поэтому по своей атмосферности и так называемому «эмоциональному осадку» фильмы разные, их восприятие зависит от предпочтений зрителя. Но в любом случае, герои, следующие «внутренней правде» и сохраняющие благородство в самых сложных обстоятельствах, вызывают уважение.
Что делать, когда твоя «внутренняя правда» идет вразрез с обстоятельствами? Важно все же найти внешнюю поддержку. Иногда это невозможно в той системе, к которой ты принадлежишь. И тогда нужно найти ее в другом «аквариуме». Например, Серпико обратился к журналистам, а Рэй нашел понимание у строгого, но справедливого отца.