Среди множества авантюристов на земном шаре мы знаем лишь немногих – тех, кто вошел в учебники и энциклопедии, или тех, кто время от времени попадает в ленты новостей, уголовные хроники. Остальные теряются в толще событий. Конечно, каждый человек может рассказать вам о своей встрече с финансовым авантюристом, но восхищаться им не будет. О редком исключении я сейчас расскажу.
ДОСЬЕ
Ричард Чарльз Николас Брэнсон – британский предприниматель, основатель корпорации Virgin, которая включает в себя около 350 различных филиалов: магазины по продаже музыкальных дисков, авиа- и железнодорожные компании, радиостанцию, издательство и гоночную команду.
Брэнсон известен широкой публике своими нестандартными поступками, включая создание собственного токшоу и неоднократные попытки побить мировые рекорды скорости. По оценке воскресного приложения к лондонской газете The Times, его состояние составляет более трех миллиардов фунтов стерлингов. С самого детства он был предпринимателем, например известны две затеи, которые тогда потерпели неудачу: выращивание рождественских елей и разведение волнистых попугайчиков.
Впервые я услышала фамилию Брэнсон в 2008 году. Владелец сети транснациональной компании Virgin. Англичанин-аристократ. Рыцарь. Миллиардер. От его сотрудников пришло письмо с просьбой разработать план продвижения его компании сотовой связи в России. И тогда я подумала, что этот человек безумен или слишком самоуверен – на российских трех монстров задрать лапу. К сожалению, я тогда оказалась права – проект закрылся, не успев начаться, сразу после проведения детального анализа ситуации. «Не совсем безумен, – подумалось тогда с ноткой разочарования, – хотя признаем, что ждать наиболее благоприятных времен – тоже признак авантюриста и бизнесмена высокого полета».
Когда в этом году финансовая группа «Лайф» пригласила нас на встречу лично с сэром Ричардом Брэнсоном, естественно мы не отказались. Встречи на тему «Деньги будущего» проходили в Сколково. Несколько десятков харизматичных персон в сфере финансов пытались нащупать ближайшие перспективы развития денег. Какими они будут – электронными или пластиковыми? В какие области пойдут инвестиции? Каково будет отношение людей к деньгам?
По сверкающему залу шел уверенный в себе человек с неизменной слегка иронической улыб кой, смотря куда-то, в одному ему ведомые дали, но отмечая всех собравшихся вокруг него людей. Возраст таких людей, как правило, не определяется «на глазок». Многие из тех, кто знал, что в 2012-м ему исполнилось 62 года, поразились, как молодо он выглядит. Лицо Брэнсона имеет огромное количество мимических выражений и оттенков, кажется, что именно лицо отвечает за коммуникации с обществом и всем миром. Каждая мысль отражается на лице, словно на огромном экране, – для тех, кто умеет читать чувства и эмоции. В этом феномен Ричарда – он открыт, но только для тех, кто хочет увидеть.
Чтобы познакомиться с Ричардом Брэнсоном поближе, я прочла одну из его книг – «Теряя невинность». Книга оказалась его автобиографией, где он скрупулезно описывал каждый момент своей жизни, фактурно, с перепадами настроения и философскими мыслями.
Почему-то я зацепилась за отрывок, датированный ноябрем 1990-го – январем 1991-го.
«…Мы находились в крошечной металлической капсуле, подвешенные где-то в стратосфере над темным океаном. Я был слишком напуган, чтобы съесть что-либо, кроме яблок и куска шоколада. Позади семнадцать часов и четыре минуты полета. Чувство, что целая жизнь. Приближаемся к демаркационной линии суточного времени. Когда мы пересечем ее, то побьем собственный мировой рекорд для воздушных шаров. Мы сидим в наклоненной на бок гондоле, потеряв половину горючего.
При вхождении в струйное течение мы снова испытали тряску, но врезались в него с такой скоростью, что продолжали подъем. Показания высотомера неуклонно увеличивались – от 31 тысячи футов до 39 тысяч. Если бы мы достигли 43 тысяч футов, блистер мог разрушиться. У нас остались бы две секунды для последней молитвы, достаточные, чтобы увидеть, как наши легкие высасываются из грудных клеток. Потом глазные яблоки вылезут из глазниц. Мы превратимся в россыпь обломков где-нибудь в Тихом океане».
ПОМЕНЯТЬ ВЗГЛЯД НА ЗЕМЛЮ
Ричард Брэнсон приглашает всех россиян в космос. Обещает, что космическое путешествие, включающее полторы минуты пребывания в невесомости, будет сравнимо по цене с перелетом экономическим классом из Москвы в Нью-Йорк. А способствовать этому будет разработанное его специалистами новое топливо. Сейчас полет стоит дорого (топлива еще нет), однако уже сорок русских на него записались. Ричард гарантирует, что после полета у всех сорока поменяется взгляд на Землю. «Каждый возвращается с иной целью, приобретя в полете новую миссию для себя. Я уже это прошел», – смеется Ричард.
Стоит отметить, что пересечь Тихий океан на воздушном шаре была идея японского воздухоплавателя Фумио Нива и, в общем-то, пари между ним и Брэнсоном. Но не только. Это была еще возможность получить большой кредит для новых брэнсоновских проектов с Дженет Джексон. Дженет была готова подписать контракт с Virgin Music, но только после полета на воздушном шаре. Тот шар благополучно взлетел и опустился над Оксфордом, а сразу после этого Брэнсон, его друг и изобретатель-механик по воздушным шарам Пер вылетели в Японию. Первый кадр по местному телевидению, который они увидели, было тело Фумио, который решил вылететь накануне и разбился совсем недалеко от побережья. Спасатели прибыли слишком поздно, гондола упала в воду, и японец умер от переохлаждения.
ЧУВСТВА, А НЕ ЦИФРЫ
Брэнсон с рождения болел дислексией, у таких людей нарушена координация, буквы и цифры для них лишены смысла – такого ребенка очень трудно научить читать и считать. Но в те годы эту болезнь еще не умели диагностировать, и юному Ричарду приходилось соответствовать здоровым детям. В школе его считали «полным идиотом», пока кто-то из учителей не заметил, что мальчик просто банально ничего не видит с задней парты (у него была еще и сильная близорукость). Вдобавок за малейшую провинность в школе наказывали. Через год учебы Ричард уже не обращал внимания на удары, просто вежливо благодарил учителей.
Однако у каждой болезни есть и свои плюсы: «Мысль о том, что бизнес – исключительно вопрос цифр, всегда казалась мне абсурдной. Из-за одной вещи у меня всегда было плохо с цифрами, но отлично получалось с чувствами. И я убежден, что именно чувства – и только чувства – важны для успеха бренда Virgin в мириадах его проявлений».
Ричард и Пер не отказались от полета. Мне вообще кажется, что такие люди не умеют отказываться от своих намерений и желаний, какими бы опасными они ни были. По определению авантюрами могут быть опасные приключения, бесцельные похождения, неожиданные происшествия, главные свершения жизни или деловые рисковые предприятия. Милан Кундера определяет авантюру как «страстное открытие неизвестного». Авантюрные события порождают психологическое и физиологическое возбуждение.
Пролетев с большими сложностями над Тихим океаном, на ходу перестраивая отдельные части воздушного шара, обморозив пальцы рук и ног, Брэнсон со товарищи приземлились в Канаде на берегу заснеженного озера.
ОБ ЭТОМ
О становлении бизнеса Ричарда Брэнсона написано многое, в первую очередь им самим.
«Теряя невинность. Автобиография» BestBusinessBooks, 2007.
«К черту все! Берись и делай!» Юнайтед Пресс, 2006.
«Обнаженный бизнес» Эксмо, 2009.
«Рывком открыв люк, мы выбрались наружу. Обнялись и немного потанцевали джигу на снегу. Серебристая оболочка воздушного шара ниспадала с сосен, и ветер рвал ее на клочки. Потом мы поняли две вещи: гондола и не собирается взрываться, а снаружи – 60°. Если не вернемся в гондолу, то обморозимся. Мы заползли внутрь, и я связался по радио со службой полетов в Уотсон-Лейке: “Мы сделали это. Мы прибыли. Мы в порядке”. – “Где вы?” – “Мы высадились на озеро, окруженное деревьями”. – “Это замерзшее озеро, – лаконично произнес канадец. – Вполне безопасно. Единственная проблема – поблизости примерно 800 тысяч озер, и все они окружены множеством деревьев”. – “Мы пролетели 6 761 милю, – сказал Пер с интонацией усталого победителя. – Наш полет длился 46 часов и 6 минут. Мы пролетели дальше, чем это смог сделать любой другой воздушный шар. Следующий полет будет завершающим. Он будет кругосветным”».
Азартность и авантюризм Брэнсона как в зеркале отражается в его подходе к ведению бизнеса. «Особенностью Ричарда Брэнсона является то, что он достигает успеха в областях деятельности, ранее для него незнакомых, – писал профессор Борис Литвак. – Одна из главных черт Брэнсона и его команды – заниматься делом, которое интересно, подчас на пределе возможностей, но от которого захватывает дух. А после его завершения, еще не веря до конца в успех, сказать: “Мы это сделали!” Он обладает главным умением, обеспечивающим успех, – мастерским владением управленческими технологиями. Оказывается, чтобы достичь вершин бизнеса, не столь важно знание производства, ведь производственные технологии постоянно совершенствуются, сколько владение профессиональным управленческим мастерством, знание тех законов, по которым сегодня развивается бизнес, умение работать с людьми, которые владеют необходимыми производственными умениями и навыками.
Если попытаться выделить основные причины, обеспечившие столь впечатляющий результат, мы должны, в первую очередь, отметить его исключительно высокий индекс управленческой мысли. Он позволяет отыскивать новые возможности там, где их не видит никто другой, определять пути достижения целей, за которыми, на первый взгляд, только дерзость и авантюризм. А на самом деле за этим тщательно выверенный расчет, базирующийся на точном анализе сложившегося положения. Ведь бизнесмен, ввязывающийся в конкурентную борьбу с более сильным противником на его “территории”, как сапер, вступающий на минное поле. Одна грубая ошибка – и неизбежное поражение, за которым значительные материальные потери, а возможно и банкротство».
РИЧАРД БРЭНСОН О БИЗНЕСЕ
– Лучший способ научиться – это делать! Бизнес – это способ менять жизнь других людей.
– Я не ищу, куда вложить деньги. Я инвестирую, если вижу проблему, которую мы могли бы решить. К примеру, когда я увидел, что в Великобритании есть нехватка хороших поездов, мы вложили средства в создание хорошего подвижного состава. Когда были проблемы в банковском секторе – мы создали свой банк.
– Есть проекты, в которые необходимо вложить свой бренд, свои умения и советы, а есть те, в которых осталось добавить только финансы.
– Выстраивать взаимоотношения со своими клиентами нужно таким образом, чтобы клиенту было жалко вас покидать.
– Необходимо людям предоставить возможность решать самим – с кем быть, кто может дать им уверенность в завтрашнем дне – и возможность развивать свой талант… Сегодня на рынке необходимы компании, которые были бы проводниками добра.