СЕМЕЙНАЯ ИЕРАРХИЯ: РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВЛАСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Оппозиция власти – подчинение. Но не в семье. В психологии антонимом «власти» является понятие «ответственности». В норме – они сбалансированы: приказ обоснован и учитывает интересы и силы исполнителей. Но в семьях разных стран мира свои традиции и правила. Рассмотрим православную Россию, протестантские США и католическую Францию.
Психологи давно договорились, что включает в себя понятие «нормальной семьи». Это полная семья, в которой основной груз ответственности и инициатива принадлежит отцам. Теоретически отец – физически более сильный и социально более приемлемый участник семейной жизни. Он – лидер, с него и спрос. Мама не освобождается от ответственности, но степень ее загруженности должна быть иной. Сразу скажу: такой семьи у нас нет и не было. Россия слишком часто и подолгу воевала. Мужчины и женщины просто не имели возможности договориться. В условиях войны полагаться на мужчину было неэффективно и даже неадекватно…
Модель № 1. Папа – деспот
Наша семья, по определению психолога Владимира Дружинина, является сумасшедшей смесью православия и язычества. Мужчина обладает невероятной властью и авторитетом, но всю ответственность делегирует жене, матери. Часто основная его роль – инициировать семью, а семейная поденщина его не интересует. Отношения могут напоминать схватку, все будет разрешаться через битье горшков. Поведение не только женщин, но и мужчин непредсказуемо. Привычка замалчивать проблемы влияет на характер взаимоотношений. Слабые люди ведут себя так из-за неуверенности в себе, в том, что они правы и смогут отстоять свою точку зрения. Сильные – из тактических соображений, чтобы при необходимости совершить внезапный маневр, когда «противник» (а члены семьи часто воспринимаются как скрытые враги) не ждет нападения.
Модель № 2. Папа – ребенок
Модель с доминантным отцом деформировалась в результате войн и военных конфликтов. Потерялась фигура отца. Не зря говорят об инфантилизме наших мужчин. Дети в обеих моделях эмоционально ближе к матери. В первой модели между детьми и отцом нет эмоциональной привязанности. Иногда ее нет и с матерью. Дефицит тепла и нежности восполняется через бабушек, тетей, братьев, сестер. С этим не было проблем в коллективистские времена, когда границы семьи были проницаемы и любой мог вмешаться, поучаствовать в воспитании детей. Считалось, что дети росли на улице. Но они не были беспризорными. Беспризорным часто остается ребенок один дома, если рядом нет участливого взрослого. Еще одним фактором, цементирующим нашу семью, была общественная мораль, которая порицала разводы и снижала статус одиноких женщин.
Обе модели были аномальными, поскольку отец исключался из процессов воспитания и рассматривался в лучшем случае как кормилец. Дисгармоничность отечественной модели семьи обнаружилась в период перестройки, когда «внешние подпорки» полетели и супруги остались один на один с детьми и надвигающейся бедностью.
Груз ответственности стал непосильным для наших женщин, и это спровоцировало, с одной стороны, массовые разводы и женскую эмиграцию, с другой – нарастающую армию социальных сирот. По данным американского министерства юстиции, только за первые десять постсоветских лет по визам невест из России в США въехало 150 тысяч женщин. Россиянки отправились искать заморских принцев. Ирония судьбы в том, что вместе с собой женщины вывезли и семейные установки, кардинально отличающиеся от установок мужей-иностранцев.
Модель № 3. Нормальная
Папа главный, но заботится о всей семье. Нормальная модель семьи, как указала знаменитый этнограф детства Маргарет Мид, предполагает, что основная ответственность за семью лежит на отце как физически более сильном и социально принимаемом. Это не значит, что с женщины снимается всякая ответственность, но она пропорционально меньше. Ребенок – в эпицентре интересов родителей. Такая модель семьи доминирует в странах с католическим вероисповеданием – Франции, Италии. Женщина отвечает за атмосферу в семье, оберегается и почитается. Вопреки расхожему мнению о том, что французские мужчины «ходят на сторону», они очень дорожат семьей. Мужчины-католики давно освоились на кухне и, как правило, ходят на собрания в школу к детям. Разводы во Франции настолько дорогое удовольствие, что многие предпочитают жить в гражданском браке.
Модель № 4. Папа – это мама. Мама – это папа
Американская или протестантская модель. Для американцев принципы свободы и равенства, паритетности и труда важны до сих пор. Для их семьи характерна балансировка власти и ответственности то в пользу отца, то в пользу матери. Ребенок растет как потенциально равноправный взрослый, у него сформирована установка на взаимодействие. Такая модель пропагандируется у нас вместе с другими протестантскими ценностями – успехом, карьерой, конкуренцией.
Современная российская семья мутирует в сторону американской.
Такая структура семьи по определению неустойчива: партнеры конкурируют и в семье, и на работе, никогда не претендуют на абсолютную близость и зависимость, а больше озабочены равенством вкладов – психологических, сексуальных, экономических. Тем не менее, в таких семьях отцы привлекаются к воспитанию детей на равных с матерями условиях. Поражает, насколько выросло здесь число отцов-одиночек, которые пытаются успевать и дома, и на работе, имея по трое – пятеро детей. А жена может уйти к другому или заниматься бизнесом. Американские матери не похожи на замученных русских женщин, они похожи на американских мужчин, которые, услышав о проблеме, сразу ищут решение, а найдя, немедленно приступают к его исполнению.
Современная американская семья стареет, браки заключаются чаще уже после 40, а средняя продолжительность жизни семьи – 15–16 лет. Дети вырастают, и родители разлетаются по разным «аэродромам». Основ-ной мотив развода: нам нечего больше строить вместе. «Американская» модель, кажется, учитывает интересы обоих родителей, но она оставляет ребенка в одиночестве. По историям детей звезд отечественного шоу-бизнеса, самых занятых и самых востребованных, мы знаем, как печально может сложиться судьба их детей, которых они как-то незаметно потеряли в борьбе за успех.
КТО ГЛАВНЫЙ В СЕМЬЕ?
Французский ответ: «Главный – тот, кто слабее».
Самый слабый в семье – ребенок. Если в семье несколько детей, самым слабым будет младший. Детоцентристская культура ставит в эпицентр родительских забот и чаяний детей. Иногда самым слабым может быть и отец – например, когда он вернулся с работы, или мама, если у нее болит голова. Слабый – это тот, о ком заботятся или кому помогают. Французы склонны переопределять приоритеты. Быть слабым – это не привилегия, а статус, иногда ситуативный. Обсуждать и сомневаться в правильности решения могут даже дети. Во всяком случае, у них есть право голоса.
С точки зрения российских родителей, французские дети слишком много рассуждают, умничают, вместо того чтобы следовать родительским указаниям. С точки зрения французских родителей, русские дети анемичны, зажаты, боятся высказывать свое мнение.
Русский ответ: «Главный – тот, кто сильнее».
Самым сильным считается отец. В случае ослушания домочадцев он может применить физическую силу или другие санкции. Мать обладает авторитетом и при отсутствии отца занимает его место и берет на себя его обязанности. У нас психологическая сила приписывается тому, кто может настаивать на своем решении – грубо, прямо или используя уловки и интриги. Право принимать решения принадлежит старшим членам семьи – родителям. Остальные наделены только обязанностями, главная из которых – слушаться старших при любых обстоятельствах. Отступить от первоначального решения означает проявить слабость характера, а не гибкость или дипломатичность.
Мы злимся, когда дети не слушают нас. Если у ослушания есть свидетели, мы испытываем чувство стыда за слабоволие. Такова отечественная норма.
Из-за того, что в российской традиции сильным является мужской авторитет, отношение к мальчикам двойственное. Матери и бабушки потакают им. А отцы проявляют особую строгость. От девочек ждут ангельского терпения, кротости и послушания.
Поскольку в России семья переживает трансформации, роли в семье смешиваются и формируются по законам дополнительности. Так, если семья неполная, мальчик может вырасти гиперопекаемым женщинами, а девочка психологически сильной, занять вакансию сильного отца.
Американский ответ: «Главный – тот, кому это больше нужно».
Для американской семейной традиции важна ценность равенства. Поэтому от каждого члена семьи в принципе ожидается одинаковая, соразмерная способностям ответственность. У американцев командные методы в отношениях и на работе, и дома. Если что-то нужно для кого-то из членов семьи, вся семья будет бороться и болеть за него. Подход у американцев не репрессивный (через критику и наказания), а поощряющий, развивающий (через комплименты и награды). Ребенок знает, что во внимании и поддержке нуждаются не только дети, но и взрослые. Из социальных навыков умение хвалить и поздравлять победителя формируется одним из первых. Он и лежит, на мой взгляд, в основе знаменитого американского дружелюбия.
По счастью, семейная норма не наследуется генетически. Можно и в России создать семью на французский лад или по американскому типу. Эта статья дает ориентиры для тех, кто хочет проверить свою семейную жизнь на основательность и сбалансированность власти и ответственности. Она также может стать хорошим поводом обсудить свой семейный опыт с супругом.