Улыбчивый, доброжелательный, терпеливый и скромный — таким предстал перед тысячной аудиторией в Центре международной торговли Стивен Кови, легендарный американский бизнес-тренер, высококлассный лектор и один из лучших в мире специалистов по вопросам руководства, межличностным и семейным отношениям.
В Москву он прилетел всего на два дня для того, чтобы провести семинар «7 навыков высокоэффективных людей». Книга с одноименным названием, написанная Кови два десятка лет назад, произвела настоящий фурор, стала бестселлером и принесла автору мировую известность. Журнал Forbes признал «7 навыков» Кови самым влиятельным трудом по бизнесу в XX веке. Бывший президент США Билл Клинтон назвал ее настольной книгой для всех, кто стремится к успеху. Не удивительно, что она была переведена на 33 языка и продана в 70 странах общим тиражом более 20 миллионов экземпляров. Самого же автора журнал Time включил в число 25 наиболее влиятельных американцев.
По убеждению Кови, самое главное в жизни человека — это семья. Поэтому вопросы, которые нам удалось задать этому бизнес-гуру (несмотря на свой жесткий график, он уделил нам немного времени), касались не только профессионального успеха, но и личного счастья.
НАША ПСИХОЛОГИЯ: Мистер Кови, какой бы вы дали совет руководителю, достигшему больших высот, для того, чтобы у него не случилось головокружения от успехов?
СТИВЕН КОВИ: Прежде всего я бы посоветовал поднимать на более высокий уровень культуру своей организации и использовать для этого свой нравственный авторитет. К людям не надо относиться как к средствам производства. А система «кнута и пряника», на мой взгляд, — величайшая по глупости система управления. Настоящие лидеры ценят своих подчиненных и осознают, что их самая важная обязанность — помогать людям развиваться, давать им расти и поощрять их. Недавно я работал с одной компанией, которая базируется в городе Рочестер в штате Нью-Йорк. Эта компания занимается супермаркетами. У нее их порядка 50. Прибыль 50 миллиардов. И меня поразило, насколько высоким был культурный уровень этой организации. Никогда не видел такого масштаба компании, которая создала бы такую традицию поощрения своих людей. Поэтому мой совет — развивайте систему поощрений. И обязательно создавайте мышление изобилия. В этой парадигме можно радоваться успехам других и не бояться головокружения от собственных успехов.
НП: По вашим словам, истинный лидер должен уметь радоваться достижениям своих подчиненных больше, чем своим успехам. А еще вы говорите, что настоящий руководитель не тот, который получает от людей только спины, руки и головы, а тот, который умет завоевать также их умы, сердца и души. Как этого достичь?
С.К.: Зрелость и смирение — это главные качества, которые такому человеку придется напряженно взращивать в себе. Я вообще считаю, что смирение — высшая из добродетелей, поскольку она относится к нашему божественному происхождению. Вторыми по важности качествами я бы назвал мужество или смелость.
НП: И этого достаточно?
С.К.: На эту тему можно много сказать. У меня есть книга, которая называется «Духовные корни взаимоотношений между людьми». Она была самой первой из тех, что я написал. И она оказала очень мощное влияние на всю мою дальнейшую жизнь и работу. Поэтому я так часто люблю повторять фразу: мы — не человеческие существа, у которых есть духовный опыт, а мы — духовные существа, которые приобретают человеческий опыт. Надо ценить всех людей в равной мере, проявлять к ним уважение, быть справедливым, честным, открытым, добрым, учтивым. В общем, проповедовать общечеловеческие ценности. Мои «7 принципов» базируются как раз на этих ценностях. И еще очень важно не забывать, что самый главный аспект в нашей жизни — это семейные отношения.
НП: В понимании многих людей быть успешным совершенно не значит быть счастливым. У довольно большого количества богатых людей, достигших прекрасных успехов в бизнесе, заработавших миллионы, зачастую довольно печальная семейная жизнь. При внешнем благополучии (жена, дети, карьера) ощущения счастья нет. Как вы думаете, почему так происходит? Как, по вашему рецепту, достичь гармонии в жизни и совместить профессиональный успех с личным счастьем?
С.К.: Ключ успеха, да и секрет всей жизни, не в том, чтобы накапливать что-то (будь то общественное положение, социальный статус, престиж, деньги и так далее). Истинное мерило успеха — это вклад, который человек может сделать, отдать кому бы то ни было. Это как раз то, чему нас учил Спаситель. Никакая победа, достижение или успех в жизни не смогут компенсировать поражение, неудачу, фиаско на личном фронте, в семейных отношениях. Семья, повторю еще раз, самый важный общественный институт. Именно с нее надо начинать.
НП: Вы постоянно повторяете, что семья — это самое важное, что может быть в жизни человека. Известно также, что из всех ваших многочисленных наград самая ценная для вас — это «Премия за отцовство». И тут действительно есть чем гордиться: 9 детей, 52 внука и почти уже 8 правнуков. Поделитесь вашим секретом семейного счастья? Как пронести сквозь годы взаимопонимание и сохранить любовь?
С.К.: Здесь важно и подтверждение чувства человеческого достоинства партнера по жизни, и признание его потенциала, и помощь в раскрытии этого потенциала. Те же качества надо проявлять в отношениях с детьми. Надо развивать ребенка, помогать ему ощущать свою значимость, человеческое достоинство и не проводить социальные сравнения. Чтобы он или она понимали, что не ущербны, а обладают серьезным потенциалом. В лоне семьи надо создавать атмосферу доверия. И еще очень важный момент — создание менталитета изобилия. Дать нашим близким понять, что у них есть все необходимые ресурсы для того, чтобы чего-то достичь и выполнить свое предназначение. Также на примере собственной семьи я порекомендовал бы придумать и написать свою миссию. А прежде чем это делать, задуматься о том, какое наследие вы хотели бы оставить вашим близким. В качестве упражнения можно представить свой 80-й день рождения и вообразить, каким бы вы хотели его увидеть и какие слова хотели бы услышать. Ведь все создается дважды. Сначала — ментально. Потом — физически. И еще я бы посоветовал поставить в центре жизни Господа Бога. И не забывать благодарить его за все.
НП: Вас называют психотерапевтом экономики. При этом вы утверждаете, что успешным руководителем может стать любой человек. Означает ли это, что для достижения лидерства достаточно изучить и взять на вооружение, скажем, ваши принципы высокой эффективности и совершенно не нужно обладать от природы специфическими психологическими чертами характера?
С.К.: Я считаю, что лидерство это не должность, а выбор человека. Нужно придерживаться определенных принципов, которые уходят корнями в нравственные законы. В качестве примера хочу привести Махатму Ганди. Вот человек, который стал лидером нации, крупнейшей демократии в мире (если смотреть с точки зрения населения) и при этом не занимал никакой официальной должности в своей стране. И только благодаря своему моральному авторитету он смог преобразовать Индию.
Или, например, Нельсон Мандела, который 27 лет провел в тюрьме. Во время нашей встречи я как-то поинтересовался у него, как он сумел преодолеть в себе чувства озлобления и мести к тем, кто столько лет его унижал и мучил, сколько времени ему на это понадобилось. И он ответил: «4 года. За это время я понял, что мои тюремщики в принципе хорошие люди. Беда в том, что они были частью системы апартеида, которая рассматривала чернокожее население как изначально ущербное по отношению к белому».
Поэтому я считаю, что нужно всячески помогать людям развивать в себе духовные качества, становиться нравственным авторитетом. Когда человек стремится к благородной цели, он живет в соответствии с ней. Жизнь — это не карьера. Это миссия.
1. Будьте проактивны (не будьте рабом обстоятельств, самостоятельно творите свою судьбу).
2. Начинайте, представляя конечную цель.
3. Сначала делайте то, что необходимо делать сначала (важные дела делайте в первую очередь).
4. Думайте в духе «выиграл — выиграл» (стремитесь к взаимовыгодности).
5. Сначала стремитесь понять, потом — быть понятым.
6. Достигайте синергии (стремитесь к творческому взаимодействию).
7. Затачивайте пилу (постоянно совершенствуйтесь).
Стивен Кови родился 24 октября 1932 года в городе Солт-Лейк-Сити (штат Юта, США).
Обладатель степени МВА Гарвардского университета и докторской степени, полученной в Университете Бриэма Янга, где он вел курс организационного поведения и управления бизнесом, а также занимал посты проректора по связям с общественностью и помощника президента.
Автор множества работ о жизни и лидерстве. Самая известная книга «7 навыков высокоэффективных людей», написанная в 1989 году, принесла Стивену Кови международное признание. Не меньший успех снискала и книга «Восьмой навык: от эффективности к величию».
Побывал с лекциями в 180 странах. Проконсультировал миллионы людей по всему миру, включая многих сильных мира сего. В том числе президентов США Билла Клинтона, Джорджа Буша и Барака Обаму.
Член общины Церкви святых последних дней, более известной как Церковь мормонов. Сейчас пишет 11 новых книг. В свободное время проводит бракосочетания в храме, а также любит кататься на велосипеде в обществе жены Сандры.
1994 Международная премия «Предприниматель года» за особые достижения в области бизнес-лидерства
1998 Премия Сикха за вклад в дело мира
1999 Звание «Оратор года»
2003 Премия за отцовство