Наконец-то наше стремление технологизировать любые процессы и явления докатилось и до межполовых взаимоотношений! И возникло на волне веры во всемогущество психологии и любви к тренингам замечательное такое явление, которое называется автомобильным словом «пикап».
Следует сказать, что пикап — порождение новомодной системы взаимоотношений, в логике которой общение с другим человеком, а уж тем более с человеком противоположного пола считается большой проблемой и большим искусством. А уж установление длительных взаимоотношений — чуть ли не подвигом. Отсюда логично проистекают две основные пикаперские идеи — панический отказ от длительных связей («никакого второго раза») и усредненный подход к женщине («все бабы одинаковые»).
Дабы избежать обвинений в предвзятости, стоит сказать, что пикап — это однозначно лучше, чем пьяный подростковый секс в каком-нибудь подъезде. Несомненный позитив присутствует и в том, что пикап направлен в основном на обучение мужской части населения, которая традиционно более «бездарна» по части искусства общения (обольщения).
Сразу извинимся перед читателем за то, что текст будет изобиловать всевозможными ссылками и цитатами — тема такая специфическая, а нас давно уже нужно всех к первозданным значениям слов возвращать. Особенно таких призабытых, как честь, соблазн, разврат и так далее. То есть с самими явлениями мы каждый день сталкиваемся, а вот назвать где стесняемся, где боимся, а где уже и грань между такими сложными явлениями отучились различать.
Кстати, само понятие «пикап» стало настолько распространенным, что далеко не на первой странице поиска в Интернете начинает проскакивать первоначальное значение — «тип автомобильного кузова». Как вам, к примеру, такое соседство: «Кунги, тюнинг, аксессуары для пикапов» и рядом — «Все про пикап и соблазнение девушек». По-моему, в этом есть что-то, что очень точно отображает истинную суть «технологии соблазнения».
Для начала, как говорится, определимся с терминами. Итак, пикап повсеместно рекламируется как «искусство соблазнения».
Открываем старый добрый словарь С. И. Ожегова, читаем: «Соблазнить — 1) Прельстить, побудить, вызвать желание что-нибудь сделать. 2) То же, что обесчестить (в смысле — лишить женской чести)».
Ну, с первым значением все в порядке. «Прельстить» — да! «Побудить» — несомненно! «Вызвать желание» — конечно! Но вот обесчестить?
С этим, похоже, промашечка вышла. Мы за последние несколько десятков лет успешно унифицировали все межполовые взаимоотношения удобным понятием «секс», процесс соблазнения переименовали в «съем», а для совокупления выделили замечательное немедицинское понятие — «трах» или «чпок», как называет его философ и теоретик пикапа, а по совместительству главный персонаж одноименного фильма Андрей Коробов (Константин Крюков).
Вообще-то, судя по тем материалам, которые используют в Сети для рекламы всевозможные «школы соблазнения», реальные пикаперы ни на что больше не претендуют, кроме как скачивать бабло со стеснительных и закомплексованных молодых людей за преподавание им элементарных истин обращения с противоположным полом. А сам пикап являет собой пеструю смесь из навыков «эффективной межполовой коммуникации» и потребительской идеологии.
Вот только на соблазнение пикаперы, пожалуй, не тянут — слишком большая историческая конкуренция и слишком длительная история у этой извечной проблемы — как добиться взаимности от прекрасной представительницы противоположного пола.
А поскольку «все познается в сравнении» — будем сравнивать! Начнем, пожалуй, с «Фауста».
Вот вам формула соблазнения от великого Гете:
Вы сразу приметесь за всяческие штучки,
Которых ждут иные по годам;
Пожмете нежно пульс прелестной ручки
И, пламя хитрое придав своим глазам,
Изящный стан вы обовьете ловко:
Уж не тесна ли, мол, у вас шнуровка?
(Мефистофель у Гете в «Фаусте».)
А теперь сравним с реальными советами пикаперов, взятыми мною с одного из многочисленных сайтов: «Девушки любят, когда их трогают! Увидел — подходи! Будь позитивным!»
Если абстрагироваться от словесного оформления и оставить в стороне то, каким интересным образом слово «позитивный» в последние год-два оторвалось в молодежной среде от диагноза ВИЧ, да еще и приобрело положительный оттенок, можно убедиться, что за последние двести лет приемы налаживания контакта с противоположным полом изменились до обидного мало.
К тому же одной из наипривлекательнейших сторон обучения пикапу является дешевизна процесса получения желаемого результата — съема. Пикаперы, похоже, принципиально придерживаются того правила, что соблазнять нужно собой, а не своими бабками. Подозреваю, что именно отсутствие необходимости осуществления значительных финансовых вложений и послужило одной из главных причин популярности пикапа на постсоветском пространстве, где, как известно, давно уже «придумали любовь, чтобы не платить».
Кстати, в отличие от классических персонажей с передовой межполового общения, таких как Казанова, пикапер абсолютно не озабочен своими качествами как любовника. То есть можно быть успешным «съемщиком» и при этом абсолютно нукудышним сексуальным партнером. А зачем? Ведь правило гласит: никакого второго раза!
Все это было бы интересно и забавно, если бы пикап не базировался на определенной идеологии, которая, собственно, и обеспечивает успешность пикапера. А это, извините, уже разговор о ценностях. И это не очень приятный разговор для пикаперов.
Итак, некоторые постулаты: «Все средства хороши для достижения цели. Любая вещь рано или поздно приходит в негодность. Незаменимых вещей нет. Нет ясной цели — не будет результата. Все продается и покупается, но имеет свою цену». Прошу заметить — в идеологии соблазнения нет ни слова про любовь!
Сравним: «Тот, кто полюбил женщин, будет добиваться любви каждой встретившейся ему особы, невзирая на то, красавица она или дурнушка» (Джованни Джакомо Казанова «Мемуары»).
Получается, что соблазнение — это искусство выстраивать любовные взаимоотношения, а съем — манипулятивная психологическая технология. Казанова «работает» на уровне чувств, а пикапер даже чувства не трогает — только ощущения. Потому-то все пикаперские премудрости обречены оставаться на уровне банального навыка, технологии.
На этом противоречии и строится фабула фильма «Пикап: съем без правил». Собственно говоря, что фильм, что само явление пикапа благополучно канули бы в Лету — мало ли чего там творческий люд понасочинял, — если бы не одна приписочка в титрах: «Фильм построен на реальных событиях». А вот это уже посерьезнее будет, чем просто плод извращенной фантазии.
Итак, Андрей Коробов, идеолог и духовный вдохновитель компании пикаперов, в пылу соревновательного азарта повышает ставку «до любви».
Нужно сказать, что в фильме продемонстрирована «авторская» версия понимания пикапа, адаптированная под личные проблемы главного персонажа. Недаром из всех идеологических премудростей настоятельно озвучиваются только два постулата: «все бабы одинаковые» и «никакого второго раза», которые точно отражают суть травматических ограничений Коробова, выросшего «под звуки материнских оргазмов».
В результате такого замечательного «стиля воспитания» Андрей превратился в существо, способное испытывать ко всем представительницам противоположного пола только презрение. А благодаря наличию недюжинного интеллекта, эффектной внешности и харизматических наклонностей он получает доступ к самому изощренному виду компенсаторной деятельности — регулярному унижению своих сексуальных партнерш, за счет чего он, собственно говоря, и подпитывает свое ущербное эго. В результате смесь «избранности» и ущербности превращает для него любовь в игру, игру — в жизненную философию, а жизненную философию — в диагноз.
Одновременно с этим появляется ощущение всемогущества. Дело в том, что пикапер, думая, что научился соблазнять любую женщину, на самом деле научается подсознательно искать именно ту даму сердца, с которой «сегодня можно». В чем, собственно, и состоит подлинная сущность пикапа. В фильме этот эффект продемонстрирован в эпизоде, когда Руслан (Шамиль Хаматов) получает «невыполнимое задание» — соблазнить зрелую даму. В итоге все заканчивается замечательной сценой прояснения отношений, в которой «соблазненная» фемина, тонко играя на чувстве жалости Руслана, заставляет его нарушить одно из правил пикапера — не оставаться с соблазненной женщиной до утра.
И пока события фильма развиваются в логике этих взаимных поддавков и легкого женского обмана, все идет лучше некуда. Количество соблазненных простушек неумолимо увеличивается, азарт нарастает, Казанова отдыхает, а у успешных представителей «нового молодежного движения» даже интервью берут.
И все бы это замечательно продолжалось, если бы не одна дурнушка и не одна «теоретическая ошибка» Коробова.
Дело в том, что игра возможна, только когда все ее участники признают правила. Тогда все просто и закономерно — только та девушка, которая хочет быть соблазненной, и попадется пикаперу. А как только начинается любовь, эта игра разваливается. И начинаются взаимоотношения совсем по другим правилам. Что, собственно говоря, и происходит с Катей (Ксения Радченко) и Русланом. А немного позднее — и немного по-другому — с Чуком (Вадим Утенков) и Витой (Эльмира Метревели).
Ничего не происходит только с Андреем, который оказывается абсолютно беспомощным перед массовым бегством «в любовь» убежденных сторонников пикапа, поскольку по части любви он еще больший профан, чем его сотоварищи. В результате дело заканчивается развалом компании и доведением Чука до самоубийства.
Кстати, проваливается Коробов на элементарном древнем правиле мужского общежития: «женщина моего друга — это женщина моего друга», и потому спать с ней нельзя, она табу. Причем вот это самое ее превращение в «его женщину» может происходить вполне односторонне. То есть мужчина уже так решил, а она еще об этом не знает. И получается, что в какой-то непродолжительный отрезок времени он уже ее мужчина, но она еще не его женщина. В чем, собственно, и заключается драматизм ситуации с Чуком.
Кстати, по всем законам жанра для достижения напряжения донжуановского финала Чук должен был умереть. Создатели явно пожалели героев и вместо финальной дуэли ограничились односторонним мордобоем, когда спортивный Витя отправляет в нокдаун беспомощно извиняющегося за свою пакость Андрея.
Так что отважной гибели Коробова в момент противопоставления себя силам добра — морали — бога не получилось. Все завершается облегченным «онегинским» вариантом — чуть не убив друга и бросив напоследок: «Скучно мне с вами, биомасса, блин!» — никем не понятый мастер соблазнения отбывает «постранствовать» в сторону Бразилии.
Впрочем, это вполне в духе пикапа — важен сиюминутный результат, а не его развитие и продолжение. Продолжение пикаперу не под силу.