Пару лет назад огромным успехом в нашей стране пользовалось сочинение популярного психотерапевта Андрея Курпатова «Счастлив по собственному желанию». С исчезновением доктора с телеэкрана его популярность пошла на убыль. Но новые самоучители счастливой жизни выходят один за другим, находя своего благодарного читателя.
Самое недавнее издание — книга американки Гретхен Рубин «Проект Cчастье», давшая зачин целой серии руководств по обретению душевного благополучия.
Идея этого и подобных сочинений ясна из самого названия: если человек хочет быть счастливым (а он, вне сомнения, хочет — ведь это для него так естественно!), но это ему не удается, значит, недостаточно хочет, либо не владеет необходимыми умениями, которые могли бы обеспечить ему достижение заветной цели. Соответственно, книга направляет читателя на правильный путь, снабжает его указаниями по обретению желаемого. По прочтении такого «путеводителя» читатель в идеале и становится счастливым человеком, который не просто имеет соответствующее желание, но и умеет его исполнить с опорой на собственные силы, умения и навыки. Об унынии, тоске и печали он может забыть, так как отныне движется по жизни совсем в другом, противоположном направлении.
Соблазнительная перспектива, не правда ли? И не приходится удивляться, что такие книги не залеживаются на прилавках.
Можно поиронизировать над авторами, которые якобы сумели сделать то, над чем безуспешно бились на протяжении веков лучшие умы человечества, — отыскать безупречный путь к счастью, доступный всем и каждому. Вероятно, заслуживают иронии и читатели, рассчитывающие найти в модном бестселлере вожделенную формулу счастья, как отыскиваем мы в поваренной книге рецепт соблазнительного блюда — остается только встать к плите и правильно смешать ингредиенты. Вероятно, если бы подобный рецепт существовал, он был бы открыт давным-давно, и окончательно осчастливленное человечество больше бы этим вопросом не задавалось. Тот факт, что вопрос этот поднимается снова и снова из века в век и не находит ответа, наводит на скептические размышления.
Но ирония и скепсис тут неуместны. Ибо перед нами не очередные примеры нереалистичных амбиций новоявленного гуру и наивности его почитателей. В данном случае мы имеем дело с ярко выраженной тенденцией, возобладавшей в мировой психологии ХХI века. Судя по научной хронике и публикациям последних лет, эта тенденция состоит в обретении психологией так называемой позитивной направленности, ориентации на достижение человеком душевного благополучия.
И разве это ново? — спросите вы. Разве на протяжении всей своей истории психология не ставила эту задачу — исцеление душевных травм, утоление печалей, избавление человека от терзаний и мук?
Это действительно так. Но в том-то все и дело, что отправной точкой в этом процессе выступали именно изъяны и недуги и целью всех усилий было их устранение. Позитивным результатом деятельности психолога выступал человек, совладавший со своими комплексами, избавившийся от фобии, поборовший свои тревоги. То есть цели ставились фактически негативные — преодолеть, изжить, ликвидировать…
Однако хорошо известно: прополка сорняков сама по себе еще не гарантирует богатого урожая. Если в землю не брошены семена полезных злаков, то что же вы собираетесь жать?
Психология ХХ века в лице своих ведущих школ — психоанализа и бихевиоризма — за отправную точку своих изысканий принимала невротика и извращенца, преступника и психопата, односторонне полагая, что противоположностью им и выступает человек во всех отношениях благополучный и счастливый. Вопросом о том, что же составляет позитивное содержание душевного благополучия, сторонники этих научных направлений фактически не задавались. Первые шаги в этом направлении во второй половине ХХ века были предприняты гуманистической психологией, однако они отличались типичной для этого направления особенностью — голословной декларативностью, вследствие чего серьезным вкладом в науку не стали.
И вот на рубеже тысячелетий заявило о себе новое направление — позитивная психология. Его основатели американские психологи Эд Динер и Мартин Селигман призвали к кардинальной переориентации психологических исследований, которые должны быть сосредоточены на полноценной, зрелой, благополучной личности. По мнению позитивных психологов, изучению подлежат те условия, которые и обеспечивают такой личности ее душевное благополучие. Практическую значимость этого подхода трудно переоценить — ведь успех такого рода исследований позволяет создать соответствующие условия максимальному количеству людей и тем самым обеспечить наконец счастье — если не всеобщее, то поистине массовое.
Всего за несколько лет, прошедших с первых программных публикаций позитивных психологов, данное направление разрослось как на дрожжах. Селигману на федеральном уровне был выделен фантастический грант в 30 миллионов долларов на проведение соответствующих исследований. Начал выходить научный журнал, посвященный психологии счастья, в Гарварде, Кембридже и Утрехте проведено несколько научных конференций по данной проблеме, во многих западных университетах открыта программа магистерской подготовки по специальности «позитивная психология». А один из недавних номеров популярного журнала «Тайм» почти полностью посвящен психологии счастья и на все лады толкует идеи и достижения позитивных психологов. Не отстают и другие массовые издания.
Сторонники данного направления не ограничиваются научными исследованиями и пропагандистскими публикациями. По их мнению, результаты работы в данном направлении уже достаточны для того, чтобы быть внедрены в практику ради общественного блага.
Так и хочется вслед за вышедшим из моды классиком провозгласить: «Верной дорогой идете, товарищи!» Но…
Редкая бочка меда обходится без ложки дегтя.
Книги Динера, Селигмана и десятки им подобных («Проект Счастье» вполне мог бы войти в эту обойму), пережив небывалый пик популярности, потихоньку опускаются все ниже в рейтинге бестселлеров. А на верхние строчки в США и Великобритании вдруг вырвалась книга английского психолога Адама Филипса, преисполненная глубочайшего скепсиса в адрес новомодной психологии счастья. Название книги можно приблизительно перевести с английского как «Стань вменяемым». В ней автор, вопреки сложившейся тенденции, повествует вовсе не о человеке счастливом, а о человеке разумном, трезвом, здравомыслящем и уравновешенном, что вовсе не обязательно предусматривает личное счастье, а порой, даже наоборот, его исключает. «Можно ли считать вменяемым человека, который ежедневно смотрит по телевизору программы новостей и при этом пребывает в состоянии полного душевного комфорта и благополучия?» — вопрошает Филипс. Не согласиться с этим риторическим вопросом невозможно, и это заставляет внимательнее прислушаться к остальным суждениям английского психолога.
«Цивилизация, которая так одержима идеей счастья, должно быть, находится в большой беде, не правда ли? Иначе разве это так всех волновало бы?» — спрашивает Филипс в своем интервью британской газете «Гардиан». При этом бесчисленные руководства по обретению счастья, по его мнению, не столько указывают решения проблемы, сколько сами составляют серьезную проблему. Счастье не может быть целью, достигаемой с помощью некоторых приемов. Оно порой посещает человека как результат его полноценной, здоровой и осмысленной жизни в так или иначе складывающихся условиях окружающей действительности. А условия эти порой таковы, что было бы более чем странно им радоваться. И здравомыслящий человек вполне это осознает, испытывая самые разные чувства в связи с событиями и явлениями окружающего его мира. Негативная реакция на негативные события является нормальной и естественной, и именно ею, помимо прочего, вменяемый человек отличается от блаженного идиота, не отдающего себе отчета в окружающих реалиях. Всеобщее и постоянное счастье — вредная и опасная иллюзия, недостижимая и бесплодная. Авторы «позитивных» руководств, по мнению Филипса, отучают людей от адекватного мироощущения, предлагая взамен устланный карамелью путь в эмоциональный тупик. Если, поверив им, считать свою грусть, тревогу или страх ненормальными состояниями и всячески стремиться поменять их на оптимистичный восторг, ничем хорошим это не кончится! Представление о том, что мир прекрасен, умилительно, но совершенно нереалистично. Мир — таков, каков он есть. В нем причудливо перемешано хорошее и дурное, доброе и гадкое, радостное и огорчительное. И по-настоящему душевно здоров лишь тот человек, который это правильно понимает и адекватно чувствует, умеет радоваться и горевать, тревожиться и блаженствовать.
Вне сомнения, позитивная психология, подкупающая многими своими идеями, вряд ли сдаст свои позиции под напором аргументов английского скептика. Однако многое в его словах кажется удивительно разумным и здравым. Не стоим ли мы сегодня у истоков еще одного нового направления, которое можно было бы назвать «адекватной психологией»? Может быть именно она указала бы нам правильный путь к душевному благополучию?
Каждому тут есть над чем задуматься.
Проект Счастье
М.: Эксмо, 2009