Эта первая статья цикла, посвященного детям из дисфункциональных, то есть психологически нездоровых, семей. Нам расскажет о них, о том, как и почему именно так складывается их судьба, ведущий научный сотрудник ФГУ «Национальный научный центр наркологии» Минздравсоцразвития России, доктор медицинских наук, профессор Валентина Москаленко.
ОТКУДА РОДОМ
Увы, мало какую семью можно назвать здоровой. Большинство относится к дисфункциональным. В первую очередь это:
- семьи, в которых кто-то страдает зависимостью (алкогольной, наркотической, игровой, компьютерной, трудоголизмом);
- семьи, в которых произошел развод, даже если супруги разошлись достаточно мирно, столь важная фигура отца все равно стала дистантной;
- семьи, в которых много конфликтов, явных или подспудных (например, родители продолжают жить вместе только «во имя детей»; или родственники так и не приняли этот брак, поэтому семья словно разбита на два враждующих лагеря);
- семьи, в которых не принято выражать чувства, говорить о них, ребенку приходится сдерживать свои эмоции, и они словно «замораживаются».
Жизнь ребенка, растущего в такой семье, нелегка. Он пытается закрыться от болезненных переживаний, поэтому у него формируются защиты в виде определенной роли, которую он на себя принимает. Эту роль можно сравнить с рыцарскими доспехами, вот только рыцарь их временами все же снимает, а ребенок таскает их на себе круглосуточно и вот так вот, прямо в них, выходит во взрослую жизнь. И если когда-то они его защищали, то теперь сковывают и ограничивают.
ГЕРОИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ
Начнем мы с роли, которая носит красивое название «Герой». Вот только судьба его, к сожалению, печальна…
Ведь роль Героя — реакция на хронический стресс, испытываемый ребенком в семье. Роль складывается неосознанно и очень рано, порой в двухлетнем возрасте. Правда, к ней родители могут подталкивать сына или дочь, потому что она облегчает им жизнь, разгружает его, но происходит это неосознанно.
В семьях со здоровыми взаимоотношениями естественная роль сына или дочери — быть ребенком, учиться тому, что соответствует его возрасту, и быть объектом безусловной любви, а не опорой и другом, которому один обиженный родитель может «поплакаться в жилетку», жалуясь на другого.
Герой — это ответственный ребенок, успешный в учебе либо в спорте, но он уделяет мало внимания своим любимым занятиям. На первое место он ставит интересы других. Может быть лидером в классе или компании, он активен в ситуациях, требующих действия. Часто это старший или единственный ребенок в семье.
Его эмоциональная жизнь напряжена. Он носит в себе грустные чувства одиночества и неадекватности. В сочетании с пониженной самооценкой все вышеперечисленное — почва для депрессии в будущем.
Область, на которую меньше всего обращает внимание Герой, — это его собственные интересы и потребности. Он жертвует ими ради других. Он «пропускает детство». В детстве почти не умеет играть и во взрослости не научен получать удовольствие от жизни, он стремится радовать других.
Контроль у него на первом месте. Расслабляться он не умеет — ни в детстве, ни во взрослости.
ДЕТСТВО
Детям в семье необходимо постоянство, предсказуемость событий. В дисфункциональной семье дети не знают, что ожидать от родителей. Если семья не обеспечивает упорядоченную жизнь в семье, ребенок ищет ее сам.
Герой — это обычно старший или единственный ребенок в семье. В этой роли с равной вероятностью могут оказаться и мальчик, и девочка. Герой может заботиться о своих младших братьях и сестрах, словно родитель, тем самым облегчая жизнь своим папам и мамам, тогда достигается иллюзия порядка и предсказуемости. Детям подобное поведение дает определенный комфорт, чувство стабильности жизни.
Склонность постоянно ставить себе цели, задачи мобилизует внимание ребенка и уводит его от той душевной боли, которую вызывает семейная атмосфера. Занятость дает отдохновение, облегчение. Ответственные дети постоянно получают одобрение, их хвалят дома и в школе. И это облегчает им жизнь.
Для родителей в нездоровых семьях типично гордиться своими не по возрасту серьезными, «самостоятельными» детьми. Дети чувствуют себя очень организованными, они привыкают планировать жизнь, ставить многочисленные краткосрочные цели и манипулировать своим окружением — вначале братьями и сестрами, а потом и родителями.
Склонность организовать текущую жизнь, брать на себя ответственность может формировать такое качество, как лидерство. «Герой семьи» может стать старостой класса или курса, капитаном команды… Это «любимчики» учителей, но среди своих сверстников они не очень-то популярны: они слишком серьезны. Это «маленькие старички».
В КОГО ВЫРАСТАЕТ
Герой может достичь больших успехов в избранной сфере деятельности, поскольку будет много работать, возможно даже, станет трудоголиком. Однако, сколько бы он ни сделал, чего бы ни достиг, он никогда не станет доволен собой.
Он не даст себе права на ошибку, будет стараться всегда поступать правильно (со своей точки зрения). Соответственно, и других будет судить по жестким меркам. Однажды он может не выдержать многолетнего напряжения и «сломаться»: заболеть депрессией или зависимостью…
Трудно сказать, как будет складываться его семейная жизнь. Но есть основания полагать, что близкие, доверительные отношения даются ему нелегко. Он с детства не мог доверять близким, не раз испытал предательство со стороны самых значимых для него людей — родителей. Без доверия и здоровой самооценки хороших взаимоотношений в семье не построить.
Такие дети привыкли полагаться только на себя. Они давно поняли, что лучший путь достичь стабильности — это обеспечить ее самому. «Если хочешь, чтобы что-то было сделано как надо, сделай это сам».
КАК ПОМОЧЬ
Родители, учителя и все, кто хочет помочь сверхответственному ребенку, должны уделять ему больше внимания.
Настаивайте на том, чтобы он не жертвовал ради вас собой — занятиями в кружках, общением и игрой со сверстниками, спортом, занятиями искусством, экскурсиями и прочим. Дайте ему понять, что интересы членов семьи не выше его собственных.
Пусть ребенок выполняет посильные задания, но не берет на себя неподъемных дел. Избегайте ситуаций, когда от него ожидают слишком многого и, соответственно, перегружают.
Объясните, что хорошо время от времени расслабиться и побездельничать. Убедите его, что он не должен всегда и везде угождать кому-то: взрослым, братьям и сестрам, учителям. Ничего плохого нет в том, чтобы порадовать себя, а это может включать и ничегонеделание.
Цените ребенка за то, кто он таков, а не за то, что он делает. Пусть он поверит, что вы принимаете его независимо от того, преуспевает он в делах или нет. Развивайте в нем психическую гибкость, побуждая его к спонтанности, игре, радости. Помогайте ему выражать себя в беседе, рисунке, лепке — любом творчестве.
Не оставляйте его один на один с необходимостью принимать важные решения, помогайте ему. Поощряйте его успехи, разделяйте с ним радость достижений. Но дайте ему знать, что он не обязан быть совершенством во всем. Будьте рядом после крупных (с его точки зрения) неудач, помогайте спокойно принять собственное поражение как неизбежную часть человеческого существования.
Убедитесь, что он может играть, общаться со сверстниками. Пусть дети остаются детьми — шутят, смеются, дурачатся, кувыркаются, выдумывают свои глупые истории. Они не должны проводить время только со взрослыми.
КАК ПОМОЧЬ САМОМУ СЕБЕ?
Если вы сами были в детстве сверхответственным, то и в зрелом возрасте все вышеперечисленные советы могут оказаться вам полезными. Примените их к себе. Смените стиль жизни, сбалансируйте ее между работой и развлечением.
Если вы Герой, то, возможно, вы были старшим или единственным ребенком. Вспомните примеры своего поведения, которые делали честь вашей семье. Наверное, это были успехи в учебе или вы были лидером в какой-то другой области. Вы старались заработать похвалу, добровольно выполняя обязанности взрослых (уход за младшими детьми, домашние дела). Вы были организованным, ответственным человеком, старше своих лет по поведению.
Все это замечательно, и до сих пор вы законно этим гордились. А чем плохо быть «звездой»? В конце концов, «они» способствуют стабильности семьи и могут достигать больших личных успехов. Все это достойные и желаемые цели и завоевания. Но какой ценой они дались вам?
Одиночество, страх и гнев — выраженный или спрятанный. Как Герой семьи, вы всегда должны были что-то делать. Может быть, это хроническое состояние истощило вас, может быть, вы чувствуете горечь разочарования. Если это так — мы предлагаем вам упражнение.
1. Если в семье вы были Героем, вспомните и напишите несколько предложений о том, как ваша роль проявлялась.
Пример.
Анастасия, врач, выразила это так: «Была отличницей учебы с первого класса. В подростковом возрасте я делала всю домашнюю работу не хуже мамы, я начищала кастрюли до блеска, надеясь, что мама это заметит и меня похвалит. Правда, хвалили меня мало».
Вы: _____________________
2. Выразите, что вы чувствовали в этой роли.
Анастасия: «Меня пугали как успехи, так и поражения. Часто мне было грустно, одиноко, тоскливо».
Вы: _____________________
3. какие другие последствия вы отмечаете у себя?
Анастасия: «Я нелегко сходилась со сверстниками, сторонилась их. При малейшем провале, неуспехе я чувствовала себя глупой, никчемной».
Вы: _____________________
Беседовала Ирина Соловьева