Постарайтесь отрешиться от эмоций и честно ответьте себе на вопрос: что заставляет чувствовать напряжение? По большому счету, вариантов не так уж много:
- обязанностей стало больше и с ними физически невозможно справляться, но из-за страха потерять работу вы боитесь озвучить этот факт руководству;
- вы волнуетесь, что придется работать больше за те же деньги, привычный рабочий распорядок нужно будет менять;
- переживания связаны с тем, что на вас перекладывают все больше обязанностей, которые не соответствуют занимаемой должности.
«Год назад в отделе было пять человек, а после кризиса осталось двое – начальство решило, что пора затянуть пояса. Работы меньше не стало, и мы с коллегой раскидали на двоих обязанности, которые раньше выполняла целая команда. Сначала было даже весело: бесконечные авралы и адреналин перед каждым отчетным собранием. Через пару месяцев начальник сократил другой отдел, прочитав длинную речь о том, как “можно спокойно справляться вдвоем с тем, что делали пятеро”. И мне внезапно стало страшно. Потому что мы с коллегой постоянно остаемся допоздна в офисе, перестали ходить обедать, в нашем кабинете напряженная тишина. Я ужасно устала, до паники боюсь, что не справлюсь с очередным поручением. Но при этом понимаю, что не могу позволить себе остаться без работы».
маркетолог, пациентка клиники неврозов
За себя и за того парня
Итак, вы пришли к выводу, что вам действительно приходится работать за двоих-троих, а стресс вызван истощением. Разумеется, можно несколько недель или даже месяцев трудиться на пределе сил, но, если это тянется слишком долго, неизбежно начинается эмоциональное и физическое «перегорание», появляется усталость. Человек уже не может работать с прежней интенсивностью, а страх увольнения только нарастает.
В этом случае вам следует тактично обратить внимание коллег и начальства на то, что у вас слишком большая нагрузка, и попросить распределить обязанности более рационально. Тщательно подготовьтесь к встрече и постарайтесь исключить эмоциональную сторону вопроса. Лучше всего, если ваши претензии будут аргументированы и подкреплены фактами, а вы предоставите свои рабочие планы и предложения по перераспределению нагрузки. Разумный руководитель всегда прислушается к аргументам подчиненных и постарается найти выход из сложившейся ситуации.
Освоить тайм-менеджмент
Совсем другое дело, если решение руководства о сокращении было обоснованным, сотрудников и в самом деле было слишком много, а ваш стресс вызван самим фактом наступивших перемен. Во-первых, поздравляем – вы сохранили работу, а значит, компания в вас заинтересована. Во-вторых, обязанностей действительно станет больше и только от вас зависит, завалит ли вас эта лавина.
Задумайтесь, а не настало ли время проанализировать, насколько рационально вы распределяете нагрузку в течение дня. Умеете ли расставлять приоритеты, не тратите ли силы на неважные, привычные действия, которые в тайм-менеджменте принято называть «пожирателями времени»?
«Людям, которые остались и для которых увеличилось количество задач, можно посоветовать быть трудолюбивее, сильнее, внимательнее. Если в компании улучшается финансовая обстановка – вы вправе начать разговор с руководством о поднятии зарплаты».
Начните с признания того, что расслабленный трудовой режим придется сменить на четко спланированный, эффективный и энергичный подход. Попрощайтесь с перекурами, чаепитиями и зависанием в социальных сетях. Вместо этого приходит время новых задач и вызовов. Вам предстоит кропотливая работа над смещением фокуса внимания из позиции «несчастная жертва обстоятельств» в положение «да, придется поднапрячься, зато узнаю много интересного». Лояльного сотрудника сложнее подсидеть, и у него больше шансов удержаться на месте во вторую волну увольнений.
Не забывайте об основных способах борьбы с переутомлением:
1. Делайте перерывы
Выбирайте свой личный ритм – не имеет значения, будут ли это классические десять минут перерыва каждые два часа или революционный тайм-менеджмент «по помидору» – 25 минут на работу над одной задачей, перерыв 5 минут, переключаемся на другую.
2. Создайте собственное пространство
Вы проводите на работе больше трети суток – сделайте свое рабочее место настолько личным, насколько сможете. Небольшой штрих может дать что-то, чему вы улыбнетесь в течение дня.
3. Выполняйте дыхательные упражнения на расслабление
Не столь важно, какую именно дыхательную практику вы выберете, главное, что эти несколько минут вы проведете в расслаблении и покое.
4. Возьмите за правило о доме думать дома, а о работе на работе.
Залог здоровой психики – баланс.
Эффективный или безработный?
Во время кризиса большое количество компаний находится на грани выживания и, чтобы выжить, надо остаться эффективным. Поэтому приходится снижать издержки. Руководители – не монстры, которые желают выжать из сотрудника все соки. У них просто нет другого выбора, потому что выбор прост – стать мертвым либо эффективным. И они вынуждены транслировать этот выбор внутрь своей организации. Каждый сам должен решить для себя – он хочет стать «мертвым», уволиться, быть уволенным с работы или стать эффективным, изменив свою привычную модель поведения на работе.
Если же вы считаете, что вас перегрузили делами и это будет неэффективным, то помните, что факты и аргументация предпочтительнее мнения. Известный бизнес-консультант по стратегическому развитию Александр Фридман, например, считает, что «если подчиненному не удалось убедить руководителя в своей правоте и в необходимости изменения конфигурации задания, то он должен либо отказаться от участия в работе, либо выполнять ее в рамках имеющихся условий».
Стандартный пример поведения подчиненных, по Фридману: невыполненное задание –> философский диспут с начальством («А вы знаете, я считаю, что это (тут он называет причину предъявленной претензии) неправильно, так как…»). К сожалению, даже его правота не меняет сути дела: работа не сделана.
Бизнес – это игра. Относитесь к своим обязанностям как к увлекательной игре, а не как к повинности, и рабочий процесс будет доставлять вам большое удовольствие… Если, конечно, сможете.
И швец, и жнец
При сокращении штата иногда складывается абсурдная ситуация – сотруднику передаются функции, которые абсолютно выходят за рамки его обязанностей или даже конфликтуют с ними. Например, вы специалист из отдела финансов, а вам поручают содержать в порядке переговорную, заказывать канцтовары для всего офиса или организовывать кофе-брейки для партнеров.
«С Нового года мне стали давать странные задания – распечатать отчеты, передать папку с документами в девять вечера. Моя работа при этом никуда не делась, замечу. Доплаты мне никто не предлагает. Да мне и не нужно – я не секретарем устраивалась работать. Сейчас непростая ситуация: не время думать о смене работы, но, боюсь, я так долго не выдержу».
Задумайтесь, почему «лишние» обязанности перешли именно к вам? Если вас это не устраивало, почему вы согласились? А если с вами это даже не обсуждалось, почему руководство считает возможным поступать так по отношению к вам? Помните, что ваша карьера зависит от того, насколько успешно вы справляетесь со своими непосредственными обязанностями, а не от того, что вы безотказно берете на себя неподъемный груз задач, пребывая в стрессе и допуская все больше ошибок.
Такая ситуация чаще всего указывает на то, что у вас есть проблемы с выстраиванием границ при взаимодействии с людьми. Для того чтобы грамотно защитить свои границы, стоит задуматься, что именно требует защиты, четко осознать свою позицию:
- сформулируйте как можно более конкретно, что именно и почему вас не устраивает;
- избегая эмоций, сформулируйте, каким вы видите выход из создавшейся ситуации;
- спокойно и аргументированно озвучьте свою позицию руководителю.
Помните, что пространство для манипуляций находится в «серой зоне» – области недомолвок, неясных обязательств и непрописанных договоренностей. Поэтому при разговоре с руководителем проясните, согласуйте и зафиксируйте условия сотрудничества: ваши прямые обязанности, нагрузка на работе, допустимая дополнительная работа, планы и сроки. Только вы сами знаете, насколько большой объем работы вы можете выполнить.
Есть ли у вас план?
В качестве заключения давайте задумаемся над вопросом: а что, собственно говоря, вызывает у нас беспокойство? События? Факты? Происшествия? Эмоции формирует не событие, а то, как мы его воспринимаем. То есть тревожимся о будущем мы зачастую потому, что свои шансы справиться с предстоящими испытаниями оцениваем не очень высоко. Делаем мы это не осознанно, а по привычке, в соответствии со сформировавшимися ранее установками.
Попробуйте взглянуть на ситуации, которые подкидывает кризисное время, с другой точки зрения. Продумайте несколько подробных планов действий на каждый тревожащий вас случай. Задайте себе вопросы: «Что я могу сделать, чтобы справиться с работой? Чем я буду заниматься, если меня уволят?» Чем больше у вас будет появляться запасных выходов для каждой угрозы, тем меньше в вашей жизни останется тревоги, а будущее станет выглядеть гораздо более оптимистично.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Правда или действие
Если идти на работу день ото дня становится все сложнее, она перестает приносить радость, отношения в коллективе и с руководством все напряженнее, самое время остановиться и честно ответить себе на ряд вопросов. Сколько еще вы сможете находиться в постоянном состоянии стресса? Из-за чего происходят ошибки и промахи? Есть ли ваша вина в происходящем? Стоит ли держаться за такую работу? Звучит парадоксально, но увольнение – это масса новых возможностей. Будучи погруженными в свои переживания и волнения, вы даже не задумывались над этим. Мысль о том, что найти новую работу по специальности невероятно сложно, не позволяла вам заняться дополнительным образованием или личностным ростом и заметить, что хобби или новый талант могут стать источником заработка. Вы просто не рассматривали никакие другие перспективы. И все же, если вы видите пути решения тех проблем, которые окружают вас со всех сторон на работе, чувствуете силы изменить положение к лучшему, – дерзайте, проявляйте свой профессионализм и мастерство. Удачи вам в вашем выборе!
психолог, бизнес-тренер