«Бушующий начальник» и «включение особого контроля» все очень хорошо объясняет. Представьте себе ребенка перед нависшим над ним грозным учителем. Он начинает сбиваться, спотыкаться, делать нелепые ошибки, описки, помарки, исправления, которых в спокойной ситуации никогда бы не допустил. Если напряженность ситуации будет расти и дальше, то выполнение задания вообще станет невозможным – рука будет дрожать, клавиши на клавиатуре плясать под пальцами, ручка перестанет писать, а голова – соображать. Всем известно, что ученик не выполнит задание, пока учитель не успокоится, не скажет одобряющее слово и вся ситуация не разрядится. Спортсмен не выполнит красиво упражнения, пока не перестанет орать тренер, медсестра начнет путать инструменты, если занервничает хирург.
Какими бы взрослыми и зрелыми мы ни были, по правилам субординации наши непосредственные начальники – это наши воспитатели, учителя, родители. Так воспринимает их психика.
Ваши «рокировки» букв – это минимальный сбой регуляции поведения в ситуации стресса. Стресс тем и примечателен, что в нем психика, да и весь организм, не могут функционировать без сбоев. Перегрузка обязательно даст о себе знать – у кого-то панической атакой, у кого-то бессонницей, у кого-то – «всего-то» перестановкой букв в словах.
В тревожной ситуации что-нибудь да обязательно выходит из-под контроля, тем самым, по сути, и сигнализируя о стрессе.
Основоположник учения о стрессе Ганс Селье назвал данный феномен «alarm-реакцией», то есть «реакцией тревоги» или «аварийной сигнализацией». Боль при физической травме – целесообразный сигнал о повреждении. Alarm-реакция – такой же полезный сигнал, но уже при угрозе получения психоэмоциональной травмы. Она свидетельствует о том, что уровень тревожности растет и если ситуация или отношение к ней не изменятся, то дальше могут проявить себя симптомы невроза или вегетативной дисфункции.
Непроизвольные, то есть не контролируемые сознанием действия перестают выполняться свободно и естественно, когда в ситуации стресса человек пытается взять их волевым усилием под сознательный контроль. Так, например, совершенно естественный процесс засыпания становится невозможным именно тогда, когда человек «заставляет себя» уснуть в страхе перед очередной бессонницей. Ну а вы «включаете особый контроль», опасаясь совершить ошибку, и, конечно же, буквы тут же начинают делать «рокировки». Хорошо еще, что сердце, сосуды, железы внутренней секреции и прочее не совершают при этом никаких «пируэтов». Ведь письмо, в том числе печатание на клавиатуре, у взрослого человека – это непроизвольное, автоматизированное действие, и попытка сознательного контроля его только нарушит. Вспомните известную метафору о сороконожке, которая однажды задумалась, в какой последовательности ей нужно переставлять ноги, и тут же запуталась, утратив способность передвигаться. И пусть этот полезный сигнал организма станет для вас поводом задуматься.