Конструктор образов
В социальную сеть люди идут, чтобы пообщаться с близкими, которые сейчас далеко, найти друзей со схожими интересами, поделиться новостями. Из года в год опросы показывают, что у нас становится все меньше по-настоящему близких друзей «в реале». «N лет назад у каждого из нас было десять близких друзей, – говорит историк медиа Элисон Грэм, – сейчас осталось двое. Куда они все делись? Мы знаем куда – сидят по социалкам».
Помните, как в фильме «Шоу Трумана» главный герой собирал из обрывков журнальных фотографий портрет идеальной женщины? Это то, чем мы занимаемся в сети каждый день. Из своих и чужих фотографий, ярких цитат, комментов, лайков и репостов собираем портрет идеального человека – идеального себя.
Приглашаем на курс для самостоятельного прохождения:
Можно легко вспомнить многих людей, страница которых состоит исключительно из селфи с вечеринок или постов о путешествиях. Что может говорить о двух вещах: либо вся жизнь этого человека действительно состоит исключительно из вечеринок и путешествий, либо нам представлен искусно сконструированный образ.
В желании показаться другим лучше, чем мы кажемся себе, нет ничего нового. Но в наше время это стремление приобрело масштабы мании. И дело тут не в технологиях – они лишь средство. Глобальный сдвиг произошел гораздо раньше, когда классический капитализм сменился потребительским.
Сегодня успех на личностном рынке труда зависит в первую очередь от того, насколько человек коммуникабелен, энергичен, мотивирован, стрессоустойчив. Успех же на личностном рынке досуга – от того, насколько он привлекателен, легок в общении, весел, востребован другими людьми.
Эта тенденция превратила соцсети одновременно в идеальный инструмент создания товара и рынок для его продажи. Первое, что делает большинство рекрутеров, дочитав резюме претендента, – ищет профиль соискателя в соцсетях. То же самое, вероятно, делаете и вы, познакомившись с каким-то интересным человеком.
Социальные сети дают нам возможность беспрецедентного контроля над тем, что семьдесят лет назад Фромм называл «рыночной личностью», а сейчас мы называем «личным брендом». И во «ВКонтакте», и в «Фейсбуке» есть кнопка «посмотреть, как видят мою страницу другие», но я не думаю, что ей часто пользуются, – мы так привыкли смотреть на себя чужими глазами, что просто не нуждаемся в уточнении.
Идеальный портрет
За последние годы внедрено несколько схожих арт-проектов, исследующих объективность отражения жизни с помощью новых технологий. В одном из них девушка на протяжении года ежедневно делала селфи в определенное время, вне зависимости от того, как она выглядит и чем занимается. В другом – юноша по будильнику снимал все, что он в данный момент видит. Я не знаю, насколько насыщена именно ваша жизнь, но у меня (и подозреваю, что у большинства людей) на таких фотографиях не было бы ничего выдающегося: монитор, стена, кухонный стол, автобус… Но почему я чаще вижу в социальной ленте отели, яхты, белоснежные пляжи, вечеринки, прогулки в парке, закат на крыше, утро с чашкой кофе, книгой, круассаном, кошкой? Каждый хочет сохранить особенные моменты жизни, поделиться с друзьями, но история здесь только начинается.
В жизни мы часто встречаемся со склонностью людей объяснять поведение того или иного человека его личными особенностями там, где оно определяется ситуацией, и наоборот. Это объясняется двумя важными понятиями в психологии – фундаментальной ошибкой атрибуции и каузальной атрибуцией.
Фундаментальная ошибка атрибуции состоит в том, что, «пытаясь объяснить чье-либо поведение, мы недооцениваем воздействие самой ситуации и переоцениваем влияние характерных особенностей человека и его установок», как пишет американский социальный психолог Дэвид Майерс. А каузальная атрибуция – это склонность объяснять поведение другого человека его личностными свойствами, а свое поведение в аналогичной ситуации – сложившимися обстоятельствами.
Как часто мы сталкиваемся, например, с такими суждениями: «Я опоздал, потому что транспорт подвел, а вы опоздали, потому что безответственный человек», «Я получил повышение, потому что пахал, как конь, вы – только потому, что оказались в нужном месте в нужное время». И так далее. В случае с другим человеком мы очевидно недооцениваем силу обстоятельств (фундаментальная ошибка атрибуции), а в своем глазу – и бревна не замечаем (каузальная атрибуция). То есть дело вовсе не в том, что человек пытается интерпретировать все в выгодном для себя свете, а в том, что выводы делаются на основании доступных данных – про личную ситуацию ему известно все, а про чужую – только то, что видимо, обозримо, но лишено глубины – без всяких подробностей.
В одном из классических психологических экспериментов двум группам испытуемых надо было пообщаться с женщиной, которая заранее получила инструкции держаться холодно или дружелюбно. Первая группа знала, что у женщины есть такая инструкция, вторая – нет. Когда испытуемых попросили оценить, какой она на самом деле человек, разницы между двумя группами не было: те испытуемые, которые знали, что у женщины есть инструкция выдерживать определенный тон, не делали на это никакой скидки. Одни, с кем она общалась тепло, предполагали, что собеседница – приятный по жизни человек, другие, с кем вела себя холодно, – считали ее недружелюбной.
Вывод прост – мы считаем, что все люди такие, какими они кажутся, за исключением меня. Только о себе я обладаю полной информацией: знаю, что при выполнении фотографий по будильнику на один закат на крыше у меня приходилось бы по несколько сотен мониторов, автобусов и стен. Про вашу жизнь я знаю лишь то, что вижу в ленте, – только яркие моменты, и поэтому уверен, что ваша жизнь более насыщенна и колоритна, чем моя.
Это приводит к тому, что мотивация «поделиться с друзьями яркими моментами своей жизни» сменяется мотивацией «быть не хуже других» или «теперь и вы мне позавидуйте». При этом моя яркая фейсбучная страничка убеждает в избранности всех, кроме меня. Я-то знаю, как у меня все на самом деле (монитор, стена, автобус), и просто делаю вид, что в моей жизни что-то происходит.
Я не хочу сказать, что единственное, что мы делаем в сети, это постим про то, как клево мы живем (сами в это не веря), а потом каждые пять минут проверяем, кто лайкнул. Но это явление существует, и более того – величия в сети в последнее время становится все больше.
Посмотри, как я прыгаю!
Каждый раз, когда я вижу в ленте очередной подобный пост или фотку, я вспоминаю Крошку Ру из «Винни-Пуха», который приставал ко всем: «посмотри, как я прыгаю», «посмотри, как я плаваю». Ребенку нужно чужое внимание, поскольку он еще не умеет быть собой и быть с собой; ему нужна чужая оценка, потому что он сам еще не способен оценить свои действия.
В какой-то момент эти функции интериоризируются (становятся частью психики) и дальше человек может и должен идти по жизни, опираясь в первую очередь на себя. Но если ребенок в свое время недополучил внимания (возможно потому, что его родители проводили больше времени с компьютером и телевизором, чем с ним), во взрослом состоянии он все так же будет искать поддержки и одобрения извне. Многие люди ради этого одобрения готовы заходить достаточно далеко – взять хотя бы количество смертей во время съемок «экстремальных селфи».
Однако все эти огромные усилия по большей части бесполезны – на сетевые автопортреты, которым мы отдаем столько сил, очень редко кто-то смотрит. Большинство людей в соцсетях слишком заняты собой любимым, чтобы регулярно уделять внимание другим. Именно поэтому социальные сети на наших глазах превращаются в бесконечную галерею идеальных портретов, которая почти всегда пуста.
Противоестественный шаг
Как понять, что конкуренция идеальных портретов абсолютно бесперспективна и гонка бесполезна? Выход один – начать действовать противоестественно. В следующий раз, когда в вашей ленте промелькнет сообщение о чем-то интересном в чужой жизни, напишите коммент: «Рад за тебя. Давай встретимся, я бы с удовольствием послушал об этом подробно». И тогда в дружеском общении за чашкой кофе вы увидите, что у другого тоже есть все эти мониторы, автобусы и стены и что, возможно, у вас схожие страхи и проблемы. И это не удивительно, ведь вам обоим достался от наших далеких предков человеческий мозг, настроенный не только на «облако», но и на реальную жизнь. А клоны пусть остаются в сети – для развлечения.