Гарантии безопасности
В эссе «Дружба» известный психолог Игорь Кон писал, что во время Великой Отечественной войны солдатская дружба стала эталоном идеальных человеческих отношений, а воинское товарищество – действительным братством. Однако оказалось, что после войны при столкновении с советской коррумпированной бюрократией проверенная кровью фронтовая дружба пасовала. Бывших героев побеждал сидящий внутри «маленький» человек, они не смогли проявить гражданского мужества, поддержать своего товарища, восставшего против социальной несправедливости. Действительно, гражданское мужество – это исключительный удел «великого» человека.
Чем менее образован человек, тем в большей степени он проявляет конформизм в условиях обыденности и повседневности.
Компетентный, корректный и склонный к консенсусу с окружающими человек больше способен влиять на других и меньше подвержен влиянию извне. Но «маленький» человек, находясь даже «в мантии», склонен следовать за абстрактными, «книжными» или интеллектуальными образцами.
У «маленького» человека, испытывающего страх (высокий уровень тревожности) возникает потребность в зависимости, а поэтому ему необходим тот или те, кто будет гарантировать безопасность. А при постоянном стрессе (финансовые проблемы, проблемы на работе, дефекты внешности и т. п.), когда сужается фокус внимания, понижается уровень критического мышления. Такой человек, по мнению психолога Ж. Дарли, становится намного восприимчивей к нелогичным аргументам и доктринам.
С ним проще заигрывать, можно все что угодно обещать («разводить на популизм»), предлагать новую иллюзию, эксплуатировать его веру и надежду. При этом в так называемой «патриархальной» политической культуре уровень конформизма гораздо выше, чем в культуре «активистской».
По мнению американского политолога Г. Алмонда, чем меньше оказывается индивидуализированным сознание и поведение человека, тем больше он склонен к проявлениям конформизма.
Нужна ли нам свобода?
У «маленького» человека даже эгоизм продуцирует как флюгер. М. Е. Салтыков-Щедрин писал об этом в сатире «Культурные люди»: «…Чего-то хотелось: не то конституции, не то севрюжины с хреном, не то кого-нибудь ободрать. Ободрать бы сначала, мелькнуло у меня в голове, ободрать, да и в сторону… А потом, зарекомендовав себя благонамеренным, можно и о конституциях на досуге помечтать».
Эрих Фромм утверждал, что большинство людей не хотят свободы, потому что она предполагает ответственность, а у большинства ответственность вызывает страх. «Маленький» человек не только боится ответственности, но он ее и игнорирует всякий раз, когда для этого возникают возможности.
Причины коррупции состоят не только в том, что есть те, кто вымогает, а и в том, что имеется огромное количество людей, готовых дать взятку.
Опасность «черных лебедей»
Наиболее опасным является положение, когда «маленький» человек обретает возможность взлететь на высшие ступени социальной иерархии. Это когда «из грязи, в князи» или «нет ничего хуже освобожденного раба». Часто это происходит во времена социальных потрясений, когда экстремальные социальные лифты или «черные лебеди» возносят наверх людей случайных, совершенно не подготовленных, но амбициозных и лишенных всяких моральных принципов.
«Маленький» человек как бы обретает крылья для того, чтобы парить и восхищать. Но проблема заключается в том, что такие индивиды, не став социально зрелыми, оставаясь безответственными, понимающие свободу как право сильного делать «что хочу», превращаются в поводырей для тех, кто готов за ними следовать в бездну. Это как в стае обреченных леммингов, когда старая и ослепшая самка ведет весь свой выводок к пропасти.
К сожалению, сегодня такие «маленькие» люди не редкость среди руководителей государств, парламентариев и чиновников разных рангов.
Толпа ищет жертву
Однако не все так плохо у «маленьких» людей. Как говорил Антон Чехов, «здоровы и нормальны только заурядные, стадные люди». Особенно когда они вместе, как собранные в кучу прутики. Их не переломишь, не поломаешь… Но собранная вместе куча «маленьких» людей всегда становится толпой, а, как отмечал Зигмунд Фрейд, «в толпе всякое чувство, всякое действие заразительно, и притом в такой степени, что индивид очень легко приносит в жертву свои личные интересы интересу коллективному».
Толпа «маленьких» людей всегда нуждается в лидере, и горе им, когда новоявленный вождь оказывается таким же «маленьким» человеком, который, возносясь над ними на своем «черном лебеде», предлагает новую иллюзию, в которую они наивно верят.
Филип Дик в книге «Стигматы Палмера Элдрича» писал: «Жертва необходима. А стать ею никто не хочет. На этом основана вся наша жизнь. И это именно так». Но это когда речь идет об отдельном индивиде. Когда жертва массовая, каждый «маленький» человек приобретает иллюзорное величие в глазах таких, как он, которое подпитывает его веру в правильность совершаемых поступков, в том числе и жертвенных. Их поводыри им кричат, что они творят историю, а в ответ толпа «маленьких» людей еще больше экзальтируется. Вся история человечества об этом красноречиво свидетельствует.
Как победить в себе «маленького» человека?
Есть и одиночки, которые всеми возможными способами стремятся оставить память о себе потомкам. Герострат – это пример «маленького» человека, который одним из первых в человеческой истории хотел обрести нетленное величие, совершив тяжкое преступление, что стало нарицательным, синонимом абсолютной ущербности и деградации.
Возникает закономерный вопрос – можно ли победить в себе «маленького» человека, возможно ли минимизировать проявления стадного конформизма на индивидуальном уровне?
Ответ можно найти во многих сборниках по психологии личностного роста. Конечно, можно стать нонконформистом и проповедовать иллюзии меньшинства, но это также не поднимет тебя в глазах окружающих, впрочем как и в своих собственных.
Большинство из нас остаются «маленькими» людьми, поскольку для того, чтобы осознать, что ты не «маленький», необходимо не просто понимание собственной «неполноценности», а необходимо делать по-настоящему великие, мужественные поступки, идти против воли диктаторов, авторитетов, большинства, толпы, то есть совершать поступки, «делающие человека».
Как отмечает психолог Александр Асмолов, есть люди, готовые к принятию изменений, а есть те, которые любыми способами бегут и защищаются от них.
Психотехнология страуса, когда голова прячется в песок, на сегодня, остается абсолютно востребованной и большинство из нас старается спрятать свою голову не только от других, но и от самих себя.
Увы, это сегодня норма, поскольку безопасность стала абсолютной ценностью, «а чтобы этот идеал оправдывался, всегда нужны конфликты, кризисы».
Как и много лет назад, выделиться из массы, принять вызовы современности способны немногие из нас. Но таких личностей и не может быть много, поскольку это исключение из правил. Это действительно могут сделать только «великие» люди, которые умеют доверять, говорить правду и не изменять себе, мужественно выходить за условную норму, олицетворяемую большинством, к которому подавляющее большинство из нас принадлежит.
Но при всем том, что уничижает большинство из нас, все же можно, оставаясь «маленьким», сохранить свое человеческое достоинство, не совершать низменных поступков. Даже в обыденной жизни у «маленького» человека всегда есть возможность совершать настоящие человеческие поступки.