Психологическая помощь не может остаться в стороне от тех изменений, которые происходят в обществе. Люди становятся все более мобильными и все больше отдаляются друг от друга. Теперь в порядке вещей, когда психолог и клиент живут не просто в разных странах, но и на разных континентах.
Не удивительно, что сегодня, кроме «классического» варианта, когда терапевт и клиент находятся в одном помещении, существует множество «дистантных» версий, когда для оказания психологической помощи используются различные технические средства: телефон, скайп, все виды сетевой коммуникации, включая оказание помощи в чатах в письменном режиме.
Не исключены и совсем уже экзотические случаи, так вашему покорному слуге однажды пришлось снимать паническую атаку с помощью СМС-переписки.
«Скажите, как нам сесть?»
Еще какие-нибудь сто лет назад родоначальники психотерапии на полном серьезе обсуждали, каким образом должны располагаться в кабинете психотерапевт и клиент, и находили разные варианты «рассадки», а иногда и «разлежки». Напомним, что ортодоксальные психоаналитики до сих пор укладывают клиента на знаменитую «кушетку», а сами садятся у ее изголовья так, чтобы клиент их не видел.
Гештальтисты и роджерианцы предпочитают сидеть друг напротив друга на стульях, арт-терапевты могут ползать вместе с клиентом по полу, играть в песочнице, танцевать или рисовать, сидя за столом.
Молчу уже про терапевтическое катание на лошади или плавание с дельфинами. Так что и без интернета разнообразие вариантов взаимодействия зашкаливает. И под все это подводится серьезная теоретическая база понимания того, как должно осуществляться взаимодействие, как должны вести себя клиент и терапевт и кем терапевт должен быть для клиента.
«Телефонщики»
Первые успешные попытки оказывать психологическую помощь дистанционно связаны с появлением «телефонов доверия». Днем рождения телефонной психологической помощи считают 2 ноября 1954 года, когда англиканский священник Чад Вара, узнав, что в Лондоне происходит по три самоубийства в день, оставил своим прихожанам телефон с разрешением звонить ему в любое время суток. Уже через несколько недель ему пришлось подключать к дежурству волонтеров, чтобы удовлетворить всех желающих излить душу.
Плюсы, которые есть у такой помощи, – возможность ее получения практически круглосуточно, анонимность обращения, бесплатность, отсутствие временных и тематических ограничений.
В большинстве «телефонов доверия» действует правило «консультант никогда первым не кладет трубку».
Телефоны доверия довольно быстро приобрели всемирную популярность, включая территорию СССР. Стоит напомнить, что автором первого (1994 год) в Восточной Европе руководства по теории и практике телефонного консультирования был известный одесский психолог Александр Моховиков.
Интеренет
До появления интернета телефонное консультирование было единственной формой «дистанционной» психологической помощи. По мере улучшения качества интернет-связи росли и возможности оказания помощи психологом онлайн. Одним из первых видов стал скайп, позже подтянулись социальные сети и многочисленные мессенджеры, качество связи в которых улучшается с каждым месяцем.
Консультирование на сайтах
Бурное развитие получает и консультирование на всевозможных профессиональных психологических сайтах. Фишка этого направления заключается в том, что у клиента есть возможность проверить квалификацию психолога на одной-двух бесплатных «пробных» встречах с разными терапевтами, которые к тому же еще и размещают в рекламных целях на ресурсе множество полезной психологической информации.
Виртуальные программы-психотерапевты
Самое свежее направление – разработка компьютерных программ-психотерапевтов. Идея эта возникла в Америке как попытка помочь участникам боевых действий, которые неохотно обращаются за психологической помощью «в реале», но зато согласны общаться с индивидуальной программой-помощником.
Если учесть, что за океаном психологическую, как и медицинскую, помощь все чаще оказывают «по протоколам», то разработать стандартный алгоритм психологической помощи при травме не представляется такой уж сложной задачей.
Новые вопросы
Сегодня возникает множество вопросов, на которые нет однозначных ответов, нет четких рекомендаций. Использование различных средств связи влияет на характер взаимодействия между клиентом и терапевтом. Причем иногда радикальным образом. За какой компонент терапевтического взаимодействия ни возьмись, тот и претерпевает значительные изменения.
Рискну сказать, что «отсутствие совместного присутствия» в одном помещении – не самый проблемный момент в «дистантных» формах консультирования.
В конце концов, сеанс видео- или аудиосвязи так же предполагает одновременность присутствия клиента и психолога онлайн. Куда больше вопросов появляется в связи с новыми возможностями, которые появляются у пользователей в интернете. Например, когда диалог терапевта и клиента может быть «разнесен во времени» и у обоих участников есть возможность обдумать свои ответы. Или когда у обоих есть возможность сделать аудио- или видеозапись встречи или перечитать сохранившийся в чате текст консультации.
Мнение клиентов
На клиентском уровне дело, как всегда, сводится к индивидуальным вариантам и предпочтениям. То, что для одного клиента становится неоспоримым плюсом, для другого является минусом. И в этом нет ничего удивительного. Я попросил поделиться своими впечатлениями несколько человек, которые имеют опыт клиентской работы в «дистантных» форматах. Вот что из этого получилось.
3 минуса онлайн-работы по версии клиентов
- 1. Обычно консультация проходит дома. А консультация у психолога – это нечто необычное, из ряда вон выходящее, событие или очень страшное, или долгожданное. Оно не вяжется с домом, где ты находишься каждый день.
- 2. Мешает то, что нет дороги. Дорога туда помогает настроиться, а обратно – уложить внутри себя новый опыт. А так сессия заканчивается, и через две минуты ты уже смотришь в глаза домашних. К тому же напрягает возможность того, что домашние могут помешать, тяжело сосредоточиться на разговоре.
- 3. Клиент не видит терапевта всего. Его ног, его пальцев рук, его плеч. Только обрубленная голова с хорошо контролируемым голосом. Еще и часто плохого качества картинка. В результате очень сложно понять реакцию и поверить ей, теряется большая часть невербальных сообщений. Клиент смотрит на экран, искусственную поверхность, фальшивку, он может вынуть разъем – и все исчезнет! В результате может создаваться ощущение, что такой формой организации встречи клиента отвергают.
3 плюса онлайн-работы по версии клиентов
- 1. Такая работа наименее стрессовая. Потому что никто на тебя не смотрит, ты не думаешь о том, как ты выглядишь. В результате получается эффект католической «исповедальни» и есть возможность максимально сконцентрироваться на себе самом. Для тех, кто склонен к самоанализу, такая форма работы оказывается более предпочтительной, чем очные встречи.
- 2. Привлекает также максимальный уровень анонимности. Мало того, что вас никто не видит, кроме того, вы можете работать под любым ником или со специально созданного аккаунта.
- 3. В письменных формах очень привлекает возможность взять паузу на осмысление, ответить не сразу, возможность перечитать написанное. Удобно то, что экономится время на дорогу, и то, что работать можно в максимально удобное для вас время. Особенно важно это для людей с подвижным графиком работы и для тех, кто часто бывает в командировках.
Скорая помощь
От себя могу добавить, что очень ценной является возможность получить психологическую помощь практически в любой точке мира, где есть интернет-связь. Особенно важно это для случаев оказания экстренной помощи, когда клиенту не нужно, например, ждать, когда он сможет выбраться из какого-нибудь экзотического «угла» на просторы цивилизации.
Автору доводилось оказывать помощь клиентам, находящимся на горнолыжных курортах, экзотических островах, в аэропортах, и далеко не всегда в «принятое» в приличном психотерапевтическом обществе время суток. Особенно важна такая возможность в ситуации суицидального риска или острой реакции на травмирующие события.
Дела технические
Значительная часть претензий к дистантным видам помощи напрямую связана с качеством видео- и аудиосвязи, которое еще лет пять назад заставляло желать лучшего. Понятно, что и сейчас могут возникать всевозможные технические неполадки, начиная с периодического прерывания связи. Но на сегодняшний день при наличии хорошего интернета они случаются не намного чаще, чем, например, отсутствие света в консультационной или ремонт, ведущийся рядом с кабинетом психолога.
Вопросы экономические
Кстати, глобализация предоставляет новые возможности удешевления психологической помощи. Есть терапевты, которые работают дистанционно с «одноязычными» клиентами в богатых странах. Выгода взаимная – для клиентов это намного дешевле, чем в стране проживания, а для терапевта гонорар выше, чем в его не самой благополучной в экономическом плане стране.
Есть и другие преимущества. Значительно расширяется диапазон удобного для работы времени, и психологу не надо арендовать помещение для консультации. Подозреваю, что некоторый процент критики, звучащей в адрес «дистантных» видов консультирования, напрямую связан именно с финансовыми конкурентными преимуществами.
Парадокс эквивалентности
Сегодня даже сторонники «классики» применяют «комбинированные варианты» – когда, к примеру, основная работа ведется в «очном» режиме, а если клиент уезжает или по каким-то причинам не может лично присутствовать, переходят в онлайн. При этом клиент может присылать письменные самоотчеты о своем самочувствии и «догнавших» его инсайтах.
Появляется все больше научных исследований, которые подтверждают эффективность практически всех видов психотерапии. Фактически происходит постоянное расширение «жанров» психологической помощи.
Похоже, что открытый несколько десятилетий назад «парадокс эквивалентности» психотерапевтической помощи, суть которого сводится к тому, что различные виды психотерапии приводят примерно к одним и тем же результатам, на наших глазах расширяется на различные информационные «каналы» взаимодействия клиента и терапевта. Решающее значение, как всегда, будет иметь то, насколько конкретный вид помощи подходит конкретному клиенту и конкретному специалисту.
Так что лозунг современной психотерапевтической помощи можно сформулировать просто: «Больше подходов – хороших и разных!»
Читайте также:
- Пора к психотерапевту? Памятка для самопроверки
- Психолог или друг? Часть 1. Шесть правил и три кита дружбы
- Психолог или друг? Часть 2. Может ли дружеская поддержка заменить психологическую помощь
- А поговорить? Плюсы и минусы интернет-консультаций
2 комментария
Спасибо большое!!!
Крутой разбор!