Хотите, чтобы ваше желание исполнилось? Приглашаем на трансформационную психологическую игру, которая запустит сбычу мечт!
До одного года
- 1. Ребенок подолгу засматривается в одну точку на потолке; на листочки, тени деревьев. При этом его внимание не привлекают яркие игрушки, голос и присутствие матери.
- 2. Ребенок изгибается при попытках взять его на руки, избегает телесного контакта. Отворачивается от матери при ее приближении.
- 3. Не реагирует на мокрые пеленки, может подолгу находиться один, не привлекая внимания.
- 4. Проявляет сильное беспокойство при изменениях во внешнем виде матери (новая одежда, прическа).
От года до трех
- 1.Сужение пищевого рациона до одного-двух продуктов. Ребенок отказывается жевать, принимает пищу только в жидком виде.
- 2. «Манежный бег», или бег по кругу, может сопровождаться вычурными движениями. При этом попытки остановить, переключить внимание вызывают сопротивление, гнев.
- 3. Бесцельное блуждание от одного объекта к другому. Попытки увести, привлечь к игре вызывают негативную реакцию.
- 4. Появление стереотипных движений: потряхивание кистей рук, раскачивания, кручение веревочек, тряпочек.
- 5. Утрата ранее приобретённых навыков и функций. Например, ел твёрдую пищу и перестал, навыки опрятности были сформированы – и опять малыш начал пачкать штанишки; говорил предложениями — вдруг замолчал, словарный запас уменьшился. Откат назад может быть реакцией на стрессовую ситуацию, а может оказаться дебютом психического заболевания. Важный фактор таких изменений — внезапность.
- 6. Ребенок выстраивает игрушки, обувь в определённом порядке, при этом если порядок нарушается, следует истерика, агрессивное возбуждение.
- 7. Попытки изменить маршрут прогулки вызывают тревогу и панику.
- 8. Игра долгое время остается примитивнои? (пересыпание, переливание, постукивание предметом о предмет). Сюжетная игра не развивается.
- 9. Малыш не проявляет интереса к людям. Во время прогулки старается увести маму с детской площадки. При попытке других детей приблизиться может ударить или стремится убежать.
- 10. Внезапные приступы возбуждения, которые могут сопровождаться криком, бегом, хаотичными движениями. Эпизоды появляются неожиданно и так же внезапно прекращаются.
- 11. Нарушения сна. Пробуждение с криком, при котором малыш осматривается по сторонам, вскакивает и бежит. Или ребёнок ходит по ночам, а на попытки уложить его в постель не реагирует, «не слышит» и «не видит» вас.
- 12. Проведение гигиенических процедур, стрижка ногтей или волос вызывает негативную эмоциональную реакцию. Ребёнок впадает в истерику как будто вы пытаетесь отрезать ему руку или ухо.
В моей практике был случай, когда ребёнок категорически отказывался стричь ногти. Мама решила отрезать ногти, пока малыш спал, а наутро сообщила, что они просто отвалились. Ребёнка захватила сильная тревога, страх, что он распадается по кусочкам. Появилась необходимость в госпитализации. Страх был симптомом эндогенного заболевания.
От трех до шести лет
- 1. «Замирание», «зависание», ребёнок внезапно прекращает свою деятельность, его взгляд устремлен в одну точку. Часто воспринимаются как эпизоды задумчивости и мечтательности.
- 2. Каломазание при отсутствии критического отношения к происходящему со стороны ребенка.
- 3. Свои потребности ребенок в основном выражает жестами.
- 4. Повторения слов, целых предложений и фраз. Ребенок заимствует текст из рекламного ролика, мультфильма, компьютерной игры и др. Повторяет услышанное (чаще последнюю фразу) или что-либо, относящееся к давнему периоду. Повторениям свойственна определенная интонация, оторванность от контекста происходящего.
- 5. При укладывании спать повышается тревожность, ребенок отказывается спать в привычном месте. Расспросы и уговоры лишь увеличивают страх. Бессонница — симптом, требующий пристального внимания в любой возрастной категории.
- 6. Особый интерес к стереотипно повторяющимся играм, где ребенок отождествляет себя с придуманным персонажем, героем мультфильма. При этом игра приобретает навязчивый характер. Ребенок полностью захвачен, одержим процессом. Предложение сменить род деятельности вызывает агрессию.
- 7. Жестокость и агрессивность к насекомым, животным. При этом ребенок не ощущает разницы между живым и неживым (игрушкой). Может толкнуть малыша, ударить собаку, задушить хомячка, не испытывая чувства вины, но с интересом к этому.
Четырехлетнего мальчика привели на консультацию по причине трудностей в установлении контактов со сверстниками. Родители рассказали о том, что у ребёнка примерно год назад появилась «игра», которая начиналась с бега по кругу, после чего он ложился на кровать и начинал трясти ногами, имитируя бег. Как правило, попытки прервать это действие вызывали агрессию. Такое состояние требует дифференциальной диагностики между кататоническим возбуждением, эпилептическим пароксизмом и обычной игрой.
От шести до пятнадцати
- 1. Появление навязчивых движений, переходящих в ритуалы. Например, прежде чем выйти из дома, ребенок дотрагивается до ручки двери, стоит на одной ноге, дергает себя за ухо и т. п. Появление однообразных движений: перебирание, скрещивание пальцев, кручение пуговицы и т. д. Действия могут со временем усложняться, а могут исчезать и заменяться другими.
- 2. Навязчивое выдергивание волос, бровей.
- 3. Появление страха, связанного с посещением общественных мест, кружков, школы. Важно учитывать, может ли ребёнок рассказать о причине появившегося дискомфорта.
- 4. Частые жалобы на боли в животе, на головную боль. Повторяются в виде приступов, сопровождающихся страхом, моторным беспокои?ством.
- 5. Появление чувства своей «неодинаковости», ощущение физической перемены. Чаще всего изменившимся кажется выражение лица, улыбки. Сокращается круг общения. Снижается аппетит, подросток отказывается от приёма пищи с целью улучшить физическое состояние тела.
В каждой возрастной категории резкое «изменение характера» ребенка с апатией, отгороженностью, плаксивостью или, напротив, злобностью, агрессивностью, присутствие тревоги и страха, изменение самочувствия в течение дня со сменяющимися аффектами – повод записаться на консультацию к детскому психиатру.
Мифы о психиатрах
О психиаторах ходит множество мифов. Самые распространенные утверждают, что эти специалисты «любят» назначать тяжелые препараты (а от них ребенку станет хуже или он превратится в «овощ»), что обращение к психиатру по месту жительства приведет к постановке на учет, и тогда о будущей карьере нужно забыть.
На прием привели девочку, у которой в возрасте трех с половиной лет не было фразовой речи, наблюдались вспышки агрессивного поведения, отсутствовала мотивация к обучению. По заявлению матери была взята под динамическое наблюдение, переведёна в специализированный детский сад. Там девочка получала квалифицированную помощь дефектолога, логопеда, нейропсихолога. Благодаря слаженной работе профессионалов девочка успешно окончила первый класс общеобразовательной школы и была снята с наблюдения.
Собираясь на прием к детскому психиатру, стоит записать все, что вызывает беспокойство в поведении ребенка. Прием детей в возрасте до пятнадцати лет осуществляется в присутствии родителей или законных представителей.
Задавая вопросы проясняющего характера и исходя из возрастных особенностей ребенка, врач предложит: собрать пирамидку, отгадать загадку или раскрыть скрытый смысл пословиц. При необходимости психиатр порекомендует провести дополнительные обследования.
В своей практике я приглашаю пациентов на повторный прием через одну-две недели для более подробного и объективного осмотра. Иногда на первой встрече ребенок в силу стрессовой ситуации «показывает» себя с одной стороны, а спустя неделю это оказывается совершенно другой ребенок. А бывает, что на первом приеме ребенок не готов говорить о самом сокровенном, а в следующий раз рассказывает про «человечков», живущих у него в шкафу, или о том, какое удовольствие ему доставляет мучить кошку.
Важно напомнить родителям, что без письменного согласия врач-психиатр не имеет права брать ребенка под динамическое наблюдение, такая задача и не стоит перед специалистом. Основанием взятия под наблюдение является установленный диагноз тяжелого психического заболевания. Сведения, которые вы предоставите в кабинете детского психиатра, охраняются «Законом о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» и не могут быть разглашены третьим лицам без вашего согласия.