Иксы, игреки считали
Популярная теория поколений, разработанная Уильямом Штраусом и Нилом Хоувом, говорит о том, что жизнь общества состоит из повторяющихся поколенческих циклов, для которых характерны определенные ценности и качества, сообразно которым меняется и их отношение к материальным и трудовым благам. Исследователи делили население США (а позже их гипотезу адаптировали и для других стран) на беби-бумеров, рожденных в период 1943–1963 годов, представителей поколения Х (1963–1984) и поколения Y (1984–2000). Нынешние «служители» офисов относятся в большей степени к двум последним категориям.
На формирование личностей Иксов оказали влияние массовые разводы, перестройка и холодная война, поколение Х – это прагматичные люди, склонные к скептицизму, политическому и социальному безразличию. Основной трудовой ценностью для них является хороший заработок. Во многом эти ценности обусловлены нестабильностью экономической и политической ситуации, в которой взрослели представители поколения Х, и именно на преодоление этой нестабильности направлены их персональные ценности: высокое положение в обществе и жизнь в достатке.
Этому поколению был и остается важен хороший офис в центре города с классическим дизайном, размеренной жизнью по распорядку, официальные признания заслуг и прочие атрибуты трудового благополучия. Но ему на смену приходит поколение Y, которое противопоставляется поколению Х, в том числе и когда речь идет о трудовых ценностях.
О поколении Y принято говорить как о «цифровом поколении». Особое влияние на ценности и поведение этого поколения оказало развитие технологий. Как и для поколения Х, для представителей поколения Y основной трудовой ценностью является высокий доход, но, в отличие от всех предыдущих поколений, на первый план выходят такие ценности, как «самореализация» и «хорошие условия работы».
Игреки хотят заниматься тем, что им интересно, чувствовать себя свободно и получать за это деньги. Среди них много фрилансеров и дауншифтеров, которые предпочитают гамак на берегу океана бездушному офису. Для них нет ничего невозможного, и если Игрек хочет практиковать йогу на Шри-Ланке и верстать русскоязычные журналы, то он найдет способ, как воплотить свои планы в жизнь. Следовательно, этому поколению нужно предложить что-то не менее комфортное, чем гамак на Гоа, в его рабочем пространстве.
Кружки, Будды, свое Я
Понятно, что особый интерес среди трех ныне работающих поколений с точки зрения корпораций представляет поколение Y, поскольку в ближайшие годы именно оно станет основным по численности трудоустроенных или желающих трудоустроиться граждан. Именно поэтому для крупных корпораций так важно удерживать своих работников всеми способами. Они готовы предложить молодым сотрудникам возможности для самореализации взамен на их креативность и готовность к ненормированным нагрузкам, если работа их по-настоящему увлекает. И это стремление привлечь, увлечь и вовлечь видно невооруженным взглядом.
Когда вы оказываетесь около офиса компании «Яндекс», вы не можете не обратить внимания на огромное количество велосипедов, припаркованных перед входом. Молодые сотрудники компании ведут здоровый образ жизни и предпочитают велосипед автомобилю, ценя его доступность. Многие ребята снимают квартиры в пределах Садового кольца, и в теплое время года добираются на работу без пробок. Кстати, для любителей велосипедов в офисе компании есть душевые, что только поддерживает увлечение здоровым образом жизни.
В офисе «Яндекса», как и в офисах Google или Mail.ru Group, много ярких цветов, комнаты отдыха, живые растения и масса развлечений, доступных сотрудникам практически круглосуточно. Рабочие пространства оформлены как оупенспейсы, просторные помещения с дневным освещением, а сотрудники облагораживают свои личные места: кто-то принес любимую кружку и поставил на стол фотографию младшей сестры, кто-то расписал доску возле рабочего места разноцветными мелками, а кто-то расположил напротив кресла маленькую статуэтку Будды, тем самым создавая ощущение комфорта и безопасности, которые в иерархии потребностей Абрахама Маслоу занимают не последнее место.
От сарая до дворца
Первым офисом считается East India House в Лондоне – по сути, «комфортабельный сарай», где у работников не было даже столов: только лавка, принадлежности для письма и собственная голова. В двадцатых годах XX века офис «обрел» вид огромного светлого ангара с рядами столов-близнецов. Им на смену пришли кабинки, разграничивающие офисное помещение Bürolandschaft в Германии, которые американцы мгновенно растиражировали и назвали «кубикл». Сегодня в художественных фильмах такой интерьер вносит атмосферу угнетения и отчаяния в жизнь героев, а в то время «кубиклы» считались символом свободы. Почти как нынешние офисы, скажем, Selgas Cano (стеклянные боксы в лесу), Inventionland Design Factory (со шхунами и домиками на деревьях в интерьере), White Mountain (в искусственной пещере), Johnson&Johnson с детским садом (и они не одни: в Японии многие так решают проблему дефицита рабочей силы), Pons&Huot с личными (!) деревьями для релакса или Zynga с настоящей собачьей площадкой.
Сложить офисную пирамидку
Физиологические потребности человека удовлетворять в офисных структурах умеют уже давно: тут кормят, лечат, оберегают. Хотя и здесь очевиден прогресс. Одно из нововведений современных офисов – разнообразие кухни: здесь и закуски для вегетарианцев, и диетическая пища, и все это по доступной для сотрудника цене. В некоторых офисах теперь даже есть возможность вздремнуть во время ненормированного рабочего дня. Так, например, в офисе Google есть капсулы сна.
Потребность в безопасности частично удовлетворяется, когда человек может создать свое личное пространство и чувствовать себя в нем комфортно, отсюда и «обустройство» личных мест.
Потребность в принадлежности может быть удовлетворена через переживание себя как части компании, а это и общий стиль оупенспейса, и возможность постоянно видеть коллег, и сплачивающие коллективные активности, во время которых работники переживают позитивные эмоции.
Потребность в уважении удовлетворяется посредством вовлечения сотрудников в личные события друг друга, поздравления с днем рождения или же через конкурентные активности, например турнир по шахматам или пинг-понгу.
Познавательные и эстетические потребности сотрудник может удовлетворить благодаря залу танцев, школе английского языка или корпоративному киноклубу, другими словами – вовлекаясь в новые сферы, которые ему интересны.
Через удовлетворение этих потребностей мы приходим к развитию личности – самоактуализации.
Ангел Работодатель
Разнообразные развлечения, будь то настольный футбол или библиотека в переговорной, также в офисе неспроста. Работодатель давно знает, что лучший отдых – это смена деятельности, но, чтобы отдыхать, вам необязательно лежать на диване, вы можете поиграть, спеть, постоять на голове или выпить чашечку кофе, и рабочий процесс сразу станет более увлекательным. Кстати, всем, кто работает за компьютером, полезно помнить, что пятиминутные перерывы стоит делать каждый час.
Таким образом, работодатели стараются удержать ценных и свободолюбивых сотрудников из поколения Y, моделируя для них привлекательные условия работы в офисе и позволяя не только двигаться к корпоративным целям, но и удовлетворять личные потребности. Уже сейчас понятно, что под влиянием молодых специалистов в ближайшие годы офисная культура изменится до неузнаваемости. А что это будет за мир, нам только предстоит узнать.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
На работу, как домой
Немаловажным фактором в обустройстве офиса является еще и тимбилдинг. Мы иначе относимся к тем людям, с кем не только вместе работаем, но и принимаем пищу, отдыхаем или занимаемся спортом. Из-за этого сотрудникам легче установить и поддерживать горизонтальные связи между соседними подразделениями, а подчиненным бывает проще выделиться и донести свои идеи до руководителей. Выигрывает ли от этого компания? Определенно да. Удаленная работа плохо стимулирует лояльность. И возможно, все эти манипуляции с улучшением качества офиса – попытка противодействовать этому. Особенно если учесть, что начинались они в компаниях, где возможности удаленной работы крайне велики (IT-компании, стартапы и т. д.). И кто знает, с такой динамикой не окажется ли офис будущего исключительно виртуальным, а постоянная занятость не изменится ли на проектную.
практикующий психолог
Подробнее об этом
- Маслоу А. Мотивация и личность
- Лэнгле А. Дотянуться до жизни. Экзистенциальный анализ депрессии
- Фуколова Ю. Игрек неизвестный
- Магун В. С. Структура и динамика трудовых ценностей российского населения