У каждого времени есть свои герои. Это могут быть реальные люди или литературные персонажи. Не зря родители обращают внимание на то, что читают подростки, портреты каких кумиров развешивают у себя в комнате. Особенно тех, кто сам переживает проблемы подросткового кризиса – ищет и находит выходы из сложных ситуаций. Сейчас практически все если не читали, то смотрели фильмы о Гарри Поттере – герое книг американской писательницы Джоан Роулинг. Чем же он привлекателен для подростков?
История Гарри Поттера драматична. В юном возрасте он рос в приемной семье, где знали о его талантах, но делали все для того, чтобы он сам об этом не догадался. Знакомая ситуация? Некоторые учителя и родители не стремятся увидеть в подростке самостоятельную личность, обладающую преимуществами в развитии, а хотят, чтобы ребенок шел по проверенной дороге, которую они для него видят.
Гарри учится – его направляют в Школу волшебников, где один за другим раскрываются его прирожденные, скрытые таланты. Сначала он радостно пробует свое волшебное могущество. Правда, оказывается, что из «замкнутой семьи» он попадает в сложный школьный коллектив, где нужно налаживать отношения с ровесниками, учителями, с другими людьми. Гарри поймет, что без внимательного отношения к человеку чужого характера не разгадаешь – таких волшебных палочек в природе и даже в книгах не существует. Придется ему столкнуться и с предательством, научиться моментально принимать решения в критических ситуациях.
«Просто будь собой!» – главное правило, которое повторяет своим подопечным директор школы волшебства Хогвартс Дамблдор. И Гарри ищет самого себя, формирует самого себя, старается быть достойным продолжением своих родителей – вот основная мысль этого цикла книг.
Несмотря на фантастичность сюжета, читатель взрослеет вместе с главным героем, переходит из класса в класс, карабкается со ступеньки на ступеньку жизненной лестницы. И важно, чтобы вместе с героем читатель осознал главное: «только ты сам сможешь повлиять на события».
На уроках в школе волшебства учат преодолению страхов – начиная от боязни темноты до страха взять на себя ответственность за принятие решения. Начиная с устранения мелких и ненужных в жизни страхов, подросток переходит к пониманию причинно-следственных связей и умению найти союзников и победить.
Психологические проблемы в книге «Гарри Поттер»:
– потеря близких людей;
– отношение общества к неординарному ребенку;
– особенности межличностных отношений в подростковой (школьной) среде – установление, поддержание и развитие дружеских взаимоотношений, первая влюбленность, детская ревность;
– проблемы общения с людьми старшего поколения (учителя, темные маги) – проблема понимания, что не все взрослые достойны подражания;
– проблема принятия решения;
– поиск себя и своего места в мире.
Зачем же подросткам нужен сказочный Гари Поттер?
Сравнивая себя и свое поведение с героями и их поведением, читатель задумывается над своими особенностями, осознает и анализирует их, что приводит к осознанию поведения, ценностей, которые станут в будущем главными. Гарри Поттер как бы отвечает подросткам на их вечные вопросы – что такое человек, каков его внутренний мир, что в этом мире самое важное и что страшнее всего потерять.