Все люди ошибаются. Да, это банальность. Но, даже признавая свою ошибку, мы зачастую не можем заставить себя попросить прощения. А уж если все-таки это делаем, выдавливаем что-то типа: «Прости, я больше так не буду». Детский сад какой-то! Что же происходит? Почему мы не умеем извиняться и можно ли это делать правильно?
Итак, вы вольно или невольно обидели близкого (или не близкого) человека. Ошиблись, нагрубили, опоздали на встречу, испортили чужую вещь. Что мешает извиниться? Мифы и стереотипы.
Миф 1. «Просят прощения только слабаки»
Культ успеха, стремление к совершенству не позволяют нам выставлять свои недостатки напоказ. В глубине души вы прекрасно осознаете свою неправоту. Но озвучить свое чувство вины очень сложно.
На самом деле готовность признать свои ошибки – признак зрелости личности.
Миф 2. «Достаточно произнести волшебное слово – и все будет как прежде».
Может, в раннем детстве так и бывало, помните: «Мирись, мирись, и больше не дерись»? Но эти безмятежные времена давно прошли, вы – взрослый. И теперь недостаточно буркнуть: «Ну, извини, если что». Если вам дороги отношения с человеком, которого вы обидели, придется постараться исправить ситуацию.
Миф 3. «Видно же, что я раскаиваюсь»
Да-да. Даже приготовили завтрак/принесли шоколадку/починили ноутбук. Этого недостаточно. Никто не обязан догадываться о ваших чувствах, их нужно проговаривать, и делать это правильно.
Алгоритм прощения
В журнале «Ведение переговоров и управление конфликтами» были опубликованы 5 аргументов, которые делают извинение действенным.
1. Выражение сожаления
Правильно: «Мне очень жаль, что я сломал твой телефон!»
Неправильно: «Угораздило тебя войти в тот самый момент, когда я собирал обломки».
2. Объяснение того, что было сделано неправильно
Правильно: «Мне не следовало брать твой телефон».
Неправильно: «Кто ж мог подумать, что он такой скользкий!»
3. Декларация о покаянии
Правильно: «Обещаю никогда не прикасаться к твоим гаджетам».
Неправильно: «Они еще пожалеют, что делают такие хрупкие телефоны!»
4. Предложение ремонта
Правильно: «Давай я куплю тебе новый телефон, еще лучше!»
Неправильно: «Да кому нужно это старье, тебе давно следовало его поменять»
5. Просьба о прощении
Правильно: «Я прошу прощения».
Неправильно: все остальные слова.
Психологи провели эксперимент – попросили участников протестировать извинения. Одна группа использовала все шесть аргументов, другая – только некоторые из них, причем в разных сочетаниях. Самой эффективной парой оказались «объяснение того, что ты сделал неправильно» + «предложение ремонта». Хуже всего было «просто просить прощения». Почему так получается? Оказывается, когда виновник предлагает исправить ситуацию (например, отремонтировать вещь), тем самым он переносит внимание пострадавшего с отрицательного момента на положительный. А признание неверности своего поступка – своеобразная моральная компенсация.
Просьбы о прощении – фиксация на негативном событии и перекладывание ответственности. Фразы «прости меня», «извини» – это ты-сообщения. Мол, я ошибся, а ты уж решай, что с этим делать. И попробуй не простить – сам же виноват будешь. Гораздо лучше работают фразы «я извиняюсь», «мне очень жаль», «я раскаиваюсь». Это я-сообщения, и говорят они о ваших чувствах.
К вышеперечисленным аргументам хотелось бы предложить еще один – проявление эмпатии.
6. Проявление эмпатии
«Я понимаю, как тебе обидно», «Я представляю, что ты сейчас чувствуешь», «Я знаю, как это неприятно/больно», «Я вижу, что ты огорчена» и т. п. Человеку всегда важно, что его чувства разделяют и понимают. Еще важнее, когда их осознает тот, кто нанес обиду, причинил вред. Проявление эмпатии может сработать гораздо лучше «извинительных подарков».
Желаем вам как можно реже обижать своих близких, а если уж это произошло, извиняться правильно!
Читайте также:
- Вина: путь к прощению себя. Что делать, если вас не прощают другие люди?
- Что делать, если вы виноваты? Фильм «Остров» смотрим вместе с психологом
- Освобождение от вины. Как работают защитные механизмы психики