Шаг первый: понять
В ситуациях, когда начальник проявляет к кому-то из подчиненных излишнюю строгость, ничего удивительного нет. Тем более сейчас, во время кризиса (и неважно – работаете вы в частной структуре или государственной конторе). Как правило, дело не в каком-то особенном изуверстве босса (бывают, конечно, и просто больные люди – но это уже область интересов психиатрии). Все просто:
- Во-первых, у любого начальника есть свой начальник. Даже самый-самый генеральный директор крупнейшей компании отчитывается перед акционерами.
- Во-вторых, находясь «меж двух огней», начальник отвечает за распределение ресурса. «Сверху» он получает и распределяет в своей группе всякие полезности вроде денег, оборудования и премий. А «снизу» он собирает и передает на более высокий уровень плоды вашей работы. Это верно и для капиталистических Штатов, и для коммунистического Китая. И для нашей страны.
А что происходит во время кризиса? Правильно – сверху ресурса спускают меньше, а требовать результатов начинают больше. И начальник оказывается перед необходимостью как-то эту ситуацию примирять с реальностью.
А ваш начальник, как и все мы сегодня, в той или иной степени инфантилен. То есть ответственность на себя ему брать неприятно. Как маленький ребенок на шутливый вопрос «Кто это написал тебе в штаны?» сваливает все на младшего братика…
Ответственность приходится на кого-то переложить. Ведь надо же объяснить, почему премий больше не будет, а в выходные нужно выйти на работу. Самое правильное было бы – собрать всех и сказать: так и так, ресурса нет, просят много – выживаем, терпим. Но это ж, фактически, расписаться в том, что это ты не обеспечил, не договорился, не прикрыл своих. Не хочется… Проще собрать всех и сказать: это вы виноваты – не можете нормально работать, расслабились за тучные годы. Вот ужо вам! А потом делать так, чтобы никто о премии или повышении даже не заикался: ресурса на это все равно нет. А если будут просить – придется ведь объяснять… Так что пусть лучше и не просят. А этого как добиться? Постоянным прессингом. Когда сотрудника хвалят – он начинает думать, что заслуживает чего-то лучшего и большего. А если постоянно ругать – у него и мыслей таких не возникнет, не то что требований…
Так что это не начальник плохой, это жизнь такая. А то, что и в плохие времена можно поступать по-человечески… Так не его это дело.
Шаг второй: пережить
Все мы люди, все мнение о самих себе складываем из мнений ближних. А если ближний (а с боссом вы видитесь чуть ли не чаще, чем с некоторыми родственниками) постоянно говорит, что вы что-то не так делаете, – очень легко принять для себя, что что-то не так с вами. Психологи давно знают, что все люди склонны путать поведение с личностью. Сделал что-то не так – значит, ты сам такой, неумеха, непрофессионал и т. д. Увы, в школах различать эти две составляющие человеческой жизни не учат.
В итоге критика, даже только рабочая, становится причиной проблем с самооценкой. И чтобы их не допустить, надо всегда помнить: это не вас лично ругают. И даже не он лично. Это человек-функция выполняет свои задачи. А реальный вы тут совсем ни при чем. Просто ресурса на премии и повышения пока нет…
Но самооценка – самооценкой, а работать в неприятных условиях, еще и без денег и карьеры – неприятно. И надо что-то делать.
Шаг третий: преодолеть
Надо будет ответить себе на два вопроса:
- 1. Только ли вы повергаетесь такому отношению, или это «общий знаменатель»?
- 2. Вы сильно дорожите этой работой?
Соответственно, получаем четыре варианта.
Самый простой – если работать именно в этом месте вам не обязательно, есть куда уйти или и без работы неплохо будет. И вариант, если прессингуют только вас лично. Тогда тут вряд ли возможны какие-то рекомендации. Только вопрос – а вы что там до сих пор делаете? Получаете мазохистское удовольствие?
Впрочем, бывает и так, что уйти некуда. Другой работы нет – город маленький или специальность редкая.
Такое чаще бывает в небольших коллективах, где начальник – женщина (либо демонстрирует много женских черт). Все собираются вокруг босса и начинают радостно «дружить против кого-то». Спустя какое-то время этого сотрудника жалеют, прощают, допускают в ближний круг – а из него выгоняют следующего и начинают «дружить против него». Хотя вариант, когда начальник просто так придирается к одному подчиненному, а остальные не помогают ни тому, ни другому – тоже возможен. Но недолго. Люди, которые с удовольствием примажутся к травле другого, были, есть и будут всегда…
В каждом классе есть ученик, которого давят и учителя, и другие ученики. Такой общий «козел отпущения». Вспомнили школьные годы? И у вас такой наверняка был. Ну, или в параллельном классе. Как долго продолжаются такие нападки? Верно – до тех пор, пока это весело. А до каких пор это весело? Пока жертва реагирует. Если перестает – очень быстро все переключаются на кого-то еще. Тут механизм тот же: дело не в том, чтобы выполнять работу идеально, а в том, чтобы не давать преследователю ту реакцию, которую он ждет. Если каждый раз после замечания срываетесь в истерику – надо делать что-то с этим, а не пытаться исправлять «причины» замечания.
Еще один пример из школьной жизни. Разницу между «поводом» и «причиной» по истории проходили? Вот тут именно про это. Не про качество работы – это повод…
Если работа вам важна и отношение общее ко всем – то тут рекомендация та же. Только все проще. Преследователь – один, значит случаев, когда нападают именно на вас, будет меньше. Кто будет ярче всех реагировать – тот и будет получать больше (помним: ничего личного, кого именно пинать – начальнику не важно; главное – чтобы проблем не было).
Так что – курсы психологического тренинга, йога и прочие полезные мелочи. Если ресурс не позволяет – в интернете достаточно информации для самостоятельных действий.
Если же работа – не работа вашей мечты, но пинают всех, а не только вас… Вопрос тот же самый, что и в первом пункте. Но – раз внимание начальника рассеяно, а вас лично пинают нечасто, имеет смысл не сразу хлопать дверью. Будьте умнее и сдержаннее. В конце концов, с рабочего компьютера так же удобно рассылать резюме, как и с домашнего…