Изречение, из которого выросла вся современная психология, было начертано на фронтоне храма Аполлона в Дельфах. Античные греки обожали всякого рода символику, и неслучайно местом для возведения столь важного храма стала гора Парнас, на вершине которой, согласно легенде, светоносный Аполлон победил чудовищного змея. Приходящим выведать судьбу следовало знать, что мудрость сильнее рока.
Счастливый человек живет в гармонии с собой. Такова популярная, если не сказать затасканная, модель психического благополучия, восходящая, между прочим, к мысли античных стоиков: «Счастье есть безмятежность души».
Еще, например, Демокрит и Эпикур полагали, что путь к спокойствию лежит через познание мира и освобождение от страхов. Скептики добавляли, что, кроме этого, важно научиться воздерживаться от полярных оценочных суждений (вроде «добрый – злой», «красивый – уродливый») как по отношению к другим, так и к себе. Аналитики фрейдистского и юнгианского направлений считают, что один из самых верных путей достижения благополучия лежит в терпимости к собственным противоречиям, то есть к признанию в себе как темной, так и светлой стороны.
Британский аналитик Джон Боулби в книге «Создание и разрушение эмоциональных связей» предлагает проанализировать присущую каждому из нас способность испытывать злость и даже ненависть по отношению к тем, к кому мы питаем наибольшую любовь — к родителям и детям: «Те люди, которые в детстве испытывали противоречивость чувств по отношению к родителям, братьям и сестрам, а затем бессознательно прибегли к примитивным и ненадежным способам разрешения конфликта — к подавлению, вытеснению и проекции, — оказываются не подготовлены к неминуемому возобновлению этого конфликта в случае с их собственными детьми».
Неспособность регулировать чувство вины часто выражается в излишней, а иногда и невротической тревожности. Таким образом, мать, которая постоянно испытывает страх, что с ее ребенком может что-то случиться, не осознает собственного агрессивного импульса и бесконечно и бесплодно сражается, чтобы отвратить отовсюду поступающие опасности — несчастные случаи, болезни, небрежность окружающих.
Боулби настаивает, что способность к чувству вины подразумевает «терпимость к амбивалентности», то есть принятие на себя ответственности как за нашу любовь, так и за нашу ненависть. При этом он подчеркивает, что в самом по себе личностном конфликте нет ничего нездорового. Напротив, конфликт с самим собой представляется нормальным состоянием дел для каждого из нас.
Известный канадский психолог, президент Ассоциации юнгианских аналитиков в Онтарио, автор ряда работ по юнгианской психологии Дарэл Шарп в книге «Типы личности. Юнговская типологическая модель» отмечает, что сама по себе структура нашей психики предполагает некоторую противоречивость, поскольку в каждом из нас есть персона и тень: «Дело в том, что в цивилизованном мире наличествуют установки социально приемлемые и неприемлемые. И нам кажется совершенно естественным подавлять, вытеснять неприемлемые аспекты самих себя. Но они никуда не исчезают. Просто «проваливаются» в тень».
То, что остается на уровне сознания, есть персона — та часть «Я», с помощью которого мы позиционируем себя во внешнем мире. Персона живет согласно принципам того, что ожидается, она стремится соответствовать. Одновременно это и социально полезный мост, и необходимое защитное «покрытие», ведь без персоны мы делаемся слишком уязвимыми для других. Так, интроверт на вечеринке будет скрежетать зубами, но улыбаться. Экстраверт сделает вид, что усердно занимается, когда на самом деле лезет на стенку от отсутствия событий.
Проще говоря, мы хотим показаться лучше, коммуникабельнее или серьезнее, чем мы есть. Однако, по мнению Дарэла Шарпа, такая тактика — отнюдь не выход.
Основная трагедия человека, по Эриху Фромму, это осознание того, что он умрет. «Именно это понимание краткости своего жизненного пути, осознание, что независимо от своей воли ты родился и против воли умрешь, ввергает нас в отчаяние», — пишет психолог, философ в своей работе «Искусство любить».
По мысли Фромма, одним из наиболее продуктивных способов сделать свою жизнь счастливее было и остается искусство любви к ближнему. Разумеется, речь идет не об эгоистическом желании «быть любимым» или «всем нравиться», а о действенной, созидательной любви, в основе которой лежит желание не получать, а отдавать. «Зрелая любовь есть связь, предполагающая сохранение целостности личности, ее индивидуальности. Любовь — действенная сила в человеке. Сила, которая объединяет его с другими, позволяет преодолеть чувство одиночества и отчуждения и вместе с тем оставаться собой. Парадокс любви в том, что два существа составляют единое целое, но при этом остаются двумя существами».
Но что значит «отдавать»? При всей кажущейся простоте этого вопроса в действительности он таит в себе много неясностей.
«Наиболее распространено ложное представление о том, что отдавать — значит чем-то жертвовать, — подчеркивает Фромм. — Человек с «рыночной» психологией отдает, но непременно ждет чего-то взамен. Ничего не получить для него значит быть обманутым. Для людей с установкой на плодотворную деятельность «давать» означает совсем другое. Давать — это наивысшее проявление могущества. Когда я отдаю, я ощущаю свою силу, свое богатство. И переживание моей огромной силы наполняет меня радостью».
Создание и разрушение эмоциональных связей
М., Академический проект, 2006
Разлука с матерью в младенчестве и раннем детском возрасте, последствия разлуки сказываются на психическом и телесном благополучии человека в течение всей последующей жизни – все это в фокусе внимания автора.
Искусство любить
М., АСТ Москва, 2009
Для большинства проблема любви – это прежде всего проблема того, как быть любимым, а не того, как любить самому.
Типы личности
С.-П., Азбука-классика, 2008
Юнговская типологическая модель – не система анализа характеров и не способ навешивания ярлыков на самого себя или других. Это некий инструмент для психологической ориентации.