Продолжаем рассказывать об основных потребностях человека. В первой части статьи мы рассмотрели базовую потребность «бытие». Теперь поговорим о самоценности, сопричастности, самостоятельности, самореализации, безопасности и духовности. Всем ли потребностям вы уделяете достаточно внимания? Или какие-то из них остаются не реализованными?
Самоценность
Принято считать, что понятие самоценности введено в обиход Вирджинией Сатир.
Самоценность – это самый главный психологический фактоp, котоpый опpеделяет все то, что пpоисходит невидимо для дpyгих, внyтpи собственного дyшевного миpа. Самоценность пpоявляется чеpез общение с дpyгими людьми, чеpез наши постyпки. Это каpтина самого себя, своей индивидyальной значимости. Чyвство самоценности фоpмиpyется и видоизменяется постоянно в течение всей жизни человека. Оно зависит от наших yспехов и неyдач. Если самоценность является ощyщением значимости себя в конкpетной ситyации, то самооценка – это оценка своих возможностей, личностных качеств и места сpеди дpyгих людей независимо от конкpетной ситyации.
Вирджиния Сатир, психолог, психотерапевт
Это определение представляет собой ее понимание этой базовой фундаментальной потребности. Обратите внимание на такие слова в определении: «чувство самоценности формируется и видоизменяется». Это точка зрения Вирджинии Сатир, которая предполагает, что самоценность есть некоторый психологический фактор, который появляется в процессе жизни ребенка.
Читайте также: Потребность быть человеком. Часть 1
Однако для духовно-ориентированной модели личности это представляется иначе. Самоценность человеку дана, и в норме должна присутствовать как базовое самоощущение и самоотношение. В идеальной модели человек рождался бы и жил с этим фундаментальным ощущением и стремился бы его реализовать. И не было бы потребности в утверждении ценности своего бытия и подчеркивании своей значимости. Но, увы, для нас не очевидна самоценность. И хотя ребенок рождается в норме с этим ощущением, он его утрачивает или сохраняет, и это уже зависит от его личной истории.
Самоценность – фундаментальная потребность в ощущении (иногда в осознании) безусловной ценности себя (своего Я), своей личности, своего бытия, своей жизни. Быть – это прекрасно. Несмотря ни на что, радоваться жизни просто так, просыпаться с предвкушением радости.
Таким образом, это ощущение. Поэтому мы можем говорить о самоценности, которую переживает ребенок, больной, человек во сне или в состоянии комы. Поэтому работа с больными, инвалидами, нацеленная на восстановление этой фундаментальной потребности, может иметь успех.
«Быть – это замечательно. Быть – это прекрасно. Мне нравится быть. Я чувствую большую радость, что я есть» – вот что такое самоценность, выражаясь другими словами.
В норме из самоценности рождается радость и благодарность. Человеку трудно удержаться от улыбки, ему очень трудно удержаться, чтобы не поделиться с другими, и ему очень хочется за все благодарить. Кто-то из вас, возможно, переживал подобное в детстве, кто-то переживал, встречая рассвет или когда объяснялся в любви. У каждого человека есть память об этих эпизодах.
Самореализация
Это наиболее известная из базовых потребностей, которая была введена Маслоу и другими, особенно экзистенциальными психологами, и не нуждается в дополнительном комментарии. Но обратите внимание, что потребность самореализации может вступать в конфликт и с потребностью независимости, и с потребностью сопричастности. Это связано с тем, что человек стремится реализовать себя, и это может быть некоторой утратой для других. Есть множество ситуаций, в которых человеку приходится выбирать между этими потребностями.
Самостоятельность
Самостоятельность, или независимость, – это то, без чего развитие человеческой личности невозможно. Как только я ощущаю ценность собственного бытия, у меня возникает несколько задач – функциональных личностных задач.
Я ощущаю, что мое бытие – ценность этой жизни, но и бытие другого – такая же ценность. И тогда между нами возможны отношения, но если отношения возможны, значит есть и границы. Я дорожу своей ценностью, и поэтому должен ее ограждать, должен соблюдать независимость и свободу.
Но в то же время важно помнить о ценности другого и не повредить ее своими манипулированиями или своей экспрессией, агрессией. И не допустить того же по отношению к себе. Само понятие самоценности вынуждает позаботиться о самостоятельности и независимости. А независимость человека – условие его бытия.
Сопричастность
Сопричастность (принадлежность) – потребность в ощущении безусловных связей с другой личностью и с тем, что больше меня, семьей, родом, группой, в безусловном принятии меня моей семьей и мною моего рода, а также способ самоидентификации и самопознания.
Это третья базовая потребность. Сопричастность – это, по сути дела, такая психологическая альтернатива любви. Человек наделен любовью с избытком. Некоторые люди считают, что никогда не любили, не знают, что такое любовь. Интересно, что надо было сделать, чтобы любовь запрятать, забетонировать и заизолировать так, чтобы ее не чувствовать? Любовь проявляет себя сама. Тут не требуется никаких усилий.
Сопричастность психологи называют еще потребностью принадлежности. Это потребность принадлежать не только себе, а еще семье, любимым, группе, социуму, стране, миру, всему человечеству.
Духовность
В основе духовности лежит потребность в высшем, абсолютном. И прежде всего – потребность в смысле, который принадлежит этому миру. Эта базовая потребность связана с определением смысла. С понятием духовности очень близко соприкасается экзистенциальная психология по Франклу и Лэнгле. Во всех этих теориях потребностей человека очень много параллелей, и много можно заимствовать, много можно развивать.
Безопасность
То, без чего невозможно сохранение ценности своего бытия в жизни. Ценность бытия нуждается в сохранности, нуждается в ограждении. Человек обязан позаботиться о своей безопасности. Чувство безопасности дает возможность человеку раскрыть свой потенциал и потенциал своей сопричастности, и любви, и своей самоценности и самореализации.
Однако безопасность может вступать в конфликт, например, с самореализацией, потому что самореализация может быть связана с риском. А риск уменьшает чувство безопасности, возрастает тревога. Возросшая тревога вынуждает безопасность становиться более актуальной потребностью, и человек может отказаться от самореализации в какой-то момент.
Или чувство безопасности требует отказаться от каких-то отношений в ущерб сопричастности. Например, мальчик отказывается дружить со своей группой, которая его третирует, над ним издевается. Ему очень хочется дружить, но над ним издеваются, и он отказывается, потому что его безопасность более важна.
Сопротивление связано с безопасностью. Благодаря сопротивлению люди умеют защищаться, постоять за свою личность и, по сути дела, позаботиться о своей самоценности, даже если они ее не переживают, не осознают. Но тем не менее они умеют сказать «нет», осознанно или неосознанно.
Как изменяются наши потребности
Перед вами графическая модель, изображение семи потребностей личности. Эта диаграмма может изменять свои величины. И действительно, этот рисунок можно преобразовать так, что, скажем, самореализация будет слабее выражена, будет короче этот вектор, а безопасность будет самым длинным и ведущим вектором.
Таким образом, мы можем рассматривать личность как совокупность разно выраженных потребностей или, вернее, разно удовлетворенных потребностей личности в зависимости от выбора человека. За всем этим стоит свобода. За всем этим стоит выбор: какую потребность я могу предпочесть сегодня? Какую потребность я могу пока отложить? Например, самореализации или сопричастности. Но сегодня для меня важнее безопасность или независимость.
Эти потребности расположены на трех осях. Они действительно могут быть антагонистами. Например, безопасность с самореализацией или безопасность с сопричастностью. Я могу отказаться от сопричастности своей семье, потому что семья мне, например, вредит, я чувствую ущерб, хочу поставить некоторую защиту от воздействия, от манипуляции, от подавления. Таким антагонистом может быть, например, самостоятельность и духовность.
Антагонистами могут быть стремление быть и самоценность, самоценность и безопасность. Например, если ребенку угрожает смертельная опасность, он может отказаться от своей ценности ради выживания и потом может никогда к ней не вернуться. А может и вернуться (уже взрослым и зрелым) на психотерапии для того, чтобы попытаться встретиться с ценностью себя, то есть с ощущением радости своего бытия.
Модель потребностей человека, о которой мы рассказали в этой статье, отражает сравнение и понимание личностных потребностей под определенным углом и опирается на терапевтический опыт. Дальнейшие исследования могут быть направлены на анализ и удовлетворение отдельных базовых потребностей личности, из-за которых возникают конфликты и кризисы, а может быть, и целиком на всю совокупность базовых потребностей, на внутриличностные конфликты и их терапию.
По материалам конференции «Психология современности. Кризисы и ресурсы»