Определение и использование в психологии духовно-ориентированной модели базовых потребностей личности прослеживается от пирамиды Маслоу. В науке также широко известна теория Альдерфера. Он выдвигает три основные потребности: потребность существовать, потребность общаться с другими, потребность своего роста и развития. Его теория имеет принципиальное отличие от Маслоу – движение по иерархии может осуществляться как снизу вверх, так и сверху вниз. Психолог, священник, антрополог Андрей Лоргус предлагает авторскую модель потребностей человека. Чем она отличается от предшественников?
В этой модели соединились качества, вытекающие из антропологического определения личности, психологической модели личности, которая могла бы психологическими связями и отношениями описать опыт, возникающий в консультировании, психотерапии клиентов и обучении студентов. Рассмотрим основные потребности по этой модели. Первая из них, и самая важная, – бытие.
Бытие – это первое утверждение, которое нам важно. Речь идет о бытии личности и о том, что личность каким-то образом связана с бытием. И отсюда возникает гипотеза автора о том, что личностный уровень человечности, человека, личностный уровень психологии отвечает за бытие в самом широком смысле этого слова.
Личность призвана бытие утверждать и его «обслуживать».
1. Выбор «быть или не быть»
Как бы литературно, шаблонно это ни звучало, но перед каждым человеком в той или иной экзистенциальной или даже бытовой форме может возникнуть выбор: быть или не быть. Это не означает жить или не жить. Это вовсе не означает выбрать смерть, или большую дозу наркотиков, или еще что-нибудь. Это означает отношение к своему бытию и к своей смерти в том числе.
Ну, например, когда человек говорит (в равной степени мне приходится слышать и как священнику, и как психологу): «А вы знаете, самое простое в моей ситуации – просто-напросто исчезнуть, и все проблемы разрешатся». Такой быстрый, достаточно спонтанный в определенных ситуациях ответ человека означает, что для него в глубине души не возникает вопроса, для него бытие – не проблема, для него бытие не есть задача.
В другом случае женщина, которая сказала на консультации такую фразу: «А меня не хотели». И дальше обобщает: «Меня этот мир не хочет. Я в нем не обязательна». Вот, как видите из самых житейских ситуаций, человек сталкивается на этом уровне с выбором – быть ему или не быть. И это, собственно говоря, и есть, может быть, самый фундаментальный личностный вопрос.
2. Желание быть
Для некоторых людей признание факта «Да, я есть, но мне не хочется этим заниматься», или: «Неужели я должен в этот мир, в это бытие еще и себя добавить?» – или: «Неужели я должен заняться собой и, наконец, быть собой? А кто меня спросил, хочу я этого или нет?» Таким образом, и этот экзистенциальный вопрос нуждается в опоре на онтологическую основу «быть или не быть».
3. Выбор «Принимаю ли я свое бытие?»
Как часто – об этом писал еще и Достоевский в «Дневнике писателя» – молодые люди упрекали родителей: «А зачем вы меня родили? Да, вот я есть, к несчастью, но я не хочу быть». И это тоже выбор. И я думаю, что многие вопросы, прежде всего вопросы невротической личности, о которой написаны психологами много книг, упираются вот в этот экзистенциальный выбор: выбирает ли человек, принимает ли он свое бытие и может ли он опереться в своей душе, в своих основных мотивациях на этот фундаментальный выбор.
Итак, первая фундаментальная, базовая потребность, о которой писал Ролло Мэй в своей книге «Утрата бытия», – это именно потребность быть.
Эта потребность ощущается человеком не только как позитивное стремление, стремление к утверждению себя. Напротив, она ощущается как отказ – отказ бороться за свое бытие, утверждать свое бытие и вообще прикладывать к этому силы. Потому что для очень многих людей это проблема – где найти ресурсы, чтобы самоутвердиться в своей собственной внутренней жизни, в том числе и в духовной жизни.
Таким образом, это фундаментальная, можно сказать, центральная базовая потребность – потребность быть. Кроме нее, мы предлагаем рассмотреть еще шесть базовых потребностей, так или иначе связанных с потребностью быть: самоценность, сопричастность, самостоятельность, самореализация, безопасность, духовность.
Более подробно об этих потребностях читайте во второй части статьи.
По материалам конференции «Психология современности. Кризисы и ресурсы»