ОПАСНЫЙ ИДЕАЛ
Ученые из США Тони Каласанти и Нил Кинг проанализировали 96 сайтов, которые рекламируют методы борьбы со старением. Анализ показал, что реклама продуктов для омоложения направлена на представителей европеоидной (белой) расы, достаточно состоятельных людей, увлекающихся престижными и дорогостоящими хобби (путешествия, определенные виды спорта) и имеющих гетеросексуальную ориентацию. Исследователи считают: старение мужчин связывается со снижением уровня тестостерона и изображается чем-то вроде болезни, «современной мужской эпидемии», которой нужно противостоять. Характерная черта рекламы — противопоставление мужчин и женщин, в котором «настоящий» мужчина предстает доминирующим, сильным, активным, сексуальным, а женщина — лишь объектом его желания.
Завороженных рекламой мужчин следует предостеречь — естественные возрастные законы связаны не только с обсуждаемой в рекламе потерей маскулинности. Существуют другие психологические и физиологические следствия старения, своевременное принятие которых необходимо для благополучной старости.
ВТОРАЯ МОЛОДОСТЬ
Американские ученые Джоанн Монтепаре и Марджи Лакмен из Бостонского университета изучали, есть ли расхождения между действительным и психологическим возрастом.
Так, подростки приписывают себе больший возраст по сравнению с тем, который имеют на самом деле. Напротив, для людей среднего и пожилого возраста характерна противоположная тенденция — чувствовать себя моложе своих лет. Причем чем люди становятся старше, тем это расхождение становится все более заметным и в большей степени относится к женщинам, чем к мужчинам. Ученые предположили, что взрослые люди, которые занижают свой возраст, испытывают большую удовлетворенность жизнью в данный момент, но вместе с тем боятся приближения старости.
ШАГОМ МАРШ
Наиболее простой и эффективный способ омоложения организма — это ходьба. Японские ученые под руководством Ёусикадзу Ёнеи провели исследование, в котором принимали участие 2 группы по 15 человек. Средний возраст участников — 59 лет. Всем участникам предлагалось в течение 8 недель совершать 45-минутные прогулки пешком 5 дней в неделю. Для контроля сердцебиения одной группе предлагалось использовать специальный прибор, сигнализирующий об отклонениях. Другой группе нужно было регулировать нагрузку, ориентируясь на собственные ощущения. До и после эксперимента проводились замеры различных физиологических показателей и характеристик качества жизни. Результаты показали, что у добровольцев первой группы из-за тренировок заметно снизилось систолическое давление. Также у них стали менее выражены вялость, апатия, звон в ушах, запоры, боли в суставах, бессонница, пессимизм. Такого эффекта не наблюдалось во второй группе… Авторы сделали вывод о том, что тренировки оказываются более эффективными, если постоянно контролировать нужную интенсивность нагрузок, используя в качестве строгого «тренера» специальную аппаратуру.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ?
Группа английских психологов во главе с Сарой Арбер спросили пациентов клиники в возрасте от 65 до 93 лет, готовы ли они в случае необходимости поддержать свою жизнь с помощью таких средств, как искусственная вентиляция легких, восстановление сердечной деятельности и дыхания. Выяснилось, что женщины в два раза чаще, чем мужчины, высказывались против использования таких технологий. Женщины боятся стать обузой для окружающих, в то время как мужчины выражают желание жить как можно дольше и не особенно озабочены последствиями этого для других. Примечательно, что пожилые замужние дамы готовы применить подобные технологии для своих мужей и заботиться о супругах и дальше. Мужчины же справедливо предполагали, что их жены будут против применения подобных технологий.
Исследование показало, что столь разное отношение к этому вопросу объясняется прежде всего тем, что женщины больше следят за собственным здоровьем и здоровьем близких.