Только когда теряешь что-то, осознаешь, какой привилегией было обладание.
Ученые пригласили 52 студента в лабораторию дегустировать конфеты пяти видов: из молочного шоколада, темного шоколада, с кремом, с карамелью и с миндалем. В начале исследования их разделили на две группы. Общаясь с первой группой, экспериментатор доставал случайную конфетку из мешка и предлагал каждому студенту. Каждый раз, перед тем как достать следующую, он говорил: «А вот следующая». Затем студентам предлагалось выбрать самую вкусную из сладостей. В результате все конфеты получили равные оценки.
Другой половине студентов экспериментатор говорил то же самое. И лишь доставая последнюю конфету, он предупреждал: «А вот и последняя». И тут ситуация изменилась – если в первом случае последняя конфета становилась лучшей в 22 % случаев (что равнозначно случайному выбору), то после слов «последняя конфета» ее выбирали в 64 % случаев. Объяснений этому может быть несколько. Во-первых, при известии, что удовольствие заканчивается, многие стремятся насладиться моментом максимально. Во-вторых, мы привыкли к тому, что у фильмов счастливый конец, в конце ужина подают десерт. Последний поцелуй перед прощанием, последний день отпуска в экзотической стране, последний кусочек стейка – нам всегда казалось, что в этом что-то есть, и это подтвердилось в эксперименте с конфетами.
Любопытно, что в жизни подобная ситуация может приводить к ошибочным решениям, которые никак не связаны с ценностью того, что мы выбираем. Представьте, что необходимо определить действительно важные вещи. И среди них была одна, которая объективно лучше других, но ей не повезло оказаться последней. Так распорядился случай, и вместо значимой вещи мы выбрали другую. Теперь вы знаете об эффекте «последней конфеты», и постарайтесь его учесть.
O’Brien E., Ellsworth P. C. Saving the Last for Best // Psychological Science. 2012. 23 (2).