Без паники
Подростки часто очаровываются старшими и значимыми людьми. А если этот человек противоположного пола, очарование можно легко принять за чувство влюбленности. У вашей дочери только формируются вкусы в отношении мужчин, она пытается разобраться в том, кто они – эти загадочные представители сильного пола, а за сформировавшимся человеком всегда интереснее наблюдать, чем за ровесником.
Несомненно, к учителю в классе, особенно если он обаятелен, харизматичен и увлечен предметом, приковано внимание, он обладает властью, авторитетом, он намного старше и опытнее. Плюс к этому, возможно, девочка наделяет его выдуманными качествами и идеализирует его образ.
Важно понимать, что подростковая любовь эгоистична, ведь подросток настолько сосредотачивается на своих ощущениях, так глубоко погружается в свой внутренний мир, что абсолютно не принимает в расчет чувства других. Он любит не человека, а свои фантазии о нем. В душе подростка разыгрывается настоящая драма, при этом роль объекта влюбленности в этом случае сводится к минимуму: он просто иногда появляется перед глазами, вызывая новую бурю эмоций.
Что делать?
Как вести себя в ситуации, когда вы обнаружили, что ваша дочь увлечена учителем? Все зависит от того, откуда вы об этом узнали. Самый лучший вариант, если об этом вам рассказала сама дочь. Это означает, что между вами есть доверие, и, возможно, для успешного разрешения ситуации будет достаточно поговорить по душам.
Не осуждайте, не высмеивайте и ни в коем случае не обесценивайте чувства вашей дочери.
Терпеливо выслушайте своего ребенка, будьте внимательны к мелочам, обращайте внимание на подробности, иногда лучше не бросаться сразу давать советы, высказывать мнение и предлагать решения, просто побудьте рядом. Девочке очень важна сейчас поддержка и приятие. Если это просто романтическое увлечение, скорее всего, оно достаточно быстро пройдет само собой. Может быть, чувство не выдержит столкновения с реальностью, так как объект влюбленности существует лишь в воображении девушки, а может быть, будет вытеснено новым увлечением.
Если вы узнали новость от посторонних людей, например, подруг дочери или сотрудников школы – вы в непростом положении. Еще сложнее ситуация, если вы узнаете об этом из секретных личных записей дочери (оставим в стороне вопрос о том, как они к вам попали). Обе ситуации говорят о том, что с доверием в ваших отношениях не очень хорошо. В таком случае, придется налаживать контакт с дочерью.
Для того, чтобы окончательно не потерять возможность восстановить доверие вашего ребенка, лучше не пользоваться напрямую информацией, полученной от третьих лиц.
Лучше всего, если у вас получится сформировать в доме атмосферу, в которой дочь сможет открыться вам и рассказать все по своей воле. Разговаривайте о ее увлечениях, желаниях, мечтах, воспринимайте ее слова всерьез, поддерживайте ее, делитесь своими воспоминаниями о школьном времени, своими мыслями о будущем и настоящем. Если влюбленность не влияет на дисциплину и успеваемость дочери, у вас есть немного больше времени для того, чтобы наладить доверительные отношения. Если история уже вовсю влияет на ситуацию в школе, скорее всего придется разрешать ее с помощью педагогов и/или психолога, который есть теперь во многих школах.
Для снятия остроты ситуации поговорите с учителем, в которого влюблена ваша дочь. Как любой взрослый мужчина, к которому испытывает симпатию несовершеннолетняя девочка, учитель обязан сказать твердое «нет». Взрослый человек не может не замечать повышенного внимания со стороны учениц.
Своевременно принимать необходимые меры – это стопроцентная ответственность учителя, так как любой преподаватель обязан владеть психологическими методами разрешения подобных ситуаций. Возможно, предпринимаемые действия со стороны учителя приведут к очень скорому разочарованию девушки в объекте увлечения, к болезненному крушению ее надежд и иллюзий, именно в этот момент вы должны быть как можно ближе, помогая дочери пережить этот непростой этап.
Тревожные сигналы
В любом случае, вам просто необходимо как можно лучше разобраться в том, что действительно происходит. Это просто платоническое увлечение вашего ребенка или за происходящим стоит что-то большее?
К сожалению, возможен неприятный сценарий, когда учитель, со своей стороны, поощряет влюбленность учениц, а то и злоупотребляет ею.
Важно выяснить, не происходит ли в школе чего-то противозаконного, не оказался ли ваш ребенок в ситуации абьюза – морального или физического насилия? Прикосновения, поглаживания, объятия, поцелуи и прочие проявления физического контакта – абсолютно недопустимые формы взаимодействия преподавателя и учеников, независимо от возраста последних. Поощрение учителем такого рода проявлений внимания со стороны детей также абсолютно недопустимо.
В любых отношениях, которые основаны на оказании помощи или включают отношения власти и подчинения (врача и пациента, руководителя и сотрудника, учителя и ученика) возникает особое поле, в котором человек, принимающий помощь или опеку, проецирует на помогающего, опекающего образы матери/отца. Именно поэтому в современном обществе в таких отношениях абсолютно исключается любой сексуальный подтекст. Тем более, когда речь идет о взаимоотношениях преподавателя с несовершеннолетними учениками, при физических контактах дело переходит в разряд уголовно наказуемых. Простыми словами, у учителя и ученика никакого романа быть не может, точка.
Не закрывайте глаза на происходящее. Необходимо решительно действовать для того, чтобы предотвратить продолжение подобных действий со стороны преподавателя, который должен быть призван к ответственности в соответствии с законодательством.
И, пожалуй, самое важное в такой ситуации – помочь вашему ребенку преодолеть полученную травму и восстановиться. Ни в коем случае не обвиняйте ребенка в произошедшем, старайтесь поддерживать его и как можно скорее обратитесь за психологической помощью. Даже если кажется, что произошедшее не оказало никакого влияния на психологическое состояние вашей дочери, полученный опыт может привести к большим проблемам в построении межличностных отношений в будущем.