Можно научиться самому и научить ребенка искать в жизни хорошее. Попробуйте поиск позитивных сторон. Это сделает вас обоих более счастливыми и стойкими.
ПОЗИТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ
Принятие негативных эмоций ребенка вполне совместимо с поиском позитивных сторон ситуации. В когнитивно-поведенческой терапии это называется рефреймингом — изменением точки зрения. Если ребенок увидит, что вы во всем ищете хорошее, то и сам будет относиться к миру так же, что защитит его от негативного мышления, тревожности и депрессии.
Можно научиться позитивно относиться к жизни и научить этому своих детей — так показывает относительно новая отрасль позитивной психологии. В книге «Психология счастья. Новый подход» Соня Любомирски пишет, что одна из самых сильных ассоциаций существует между благодарностью и счастьем. Научите ребенка поиску позитивных сторон – замечать позитивные мелочи и быть благодарным за них. Это самый эффективный способ помочь ему пережить трудности и стать действительно счастливым.
Существуют и другие способы научиться быть счастливым. Например, одиннадцать вопросов, которые вы можете задавать ребенку для регулярного повышения уровня его счастья. Со временем он усвоит эти вопросы и будет задавать их себе мысленно, даже во взрослой жизни.
Поиск позитивных сторон
«Что сегодня было самым лучшим?»
Этот вопрос лучше задать перед сном, чтобы ребенок почувствовал себя спокойным и счастливым. Это научит его сосредоточиваться на лучшем, а не на худшем.
«За что ты сегодня благодарен?»
Хороший вопрос за ужином, когда отвечает каждый член семьи. Постарайтесь выработать в детях привычку к благодарности.
«Что ты собираешься с этим делать?»
Когда ребенок рассказывает о проблеме, задайте этот вопрос спокойно и с теплотой. Дайте ему возможность найти решение самостоятельно, поддержите своей уверенностью. Если ребенок говорит: «Не знаю», скажите: «Я тоже не совсем представляю. Давай разберемся вместе». Счастливые люди считают, что проблемы можно решить и это в их силах.
«Что ты чувствуешь?»
Многие не выражают эмоции, и это не позволяет им обработать свои чувства и получить поддержку от других. «Что ты чувствуешь?» — это очень хороший вопрос. Задайте его, когда ребенок рассказывает о своих проблемах. Не отвергайте и не минимизируйте их, не говорите: «Все не так плохо» — и не предлагайте все исправить: «Мамочка сейчас приложит тебе лед!» Ваш интерес к эмоциям ребенка заставит его интересоваться собственными чувствами. Проявите уважение и не предполагайте, что вы все знаете о его чувствах сейчас.
Этот вопрос покажет ребенку, что вы воспринимаете его как самостоятельную личность с собственными эмоциями, желаниями, целями и планами.
«Как ты думаешь, что он чувствует?»
Этот вопрос с малых лет научит ребенка сочувствию, и тогда он вырастет счастливым человеком. Ему будет легче строить межличностные отношения, он будет гордиться, что думает о других. Жизнь вашего ребенка станет более осмысленной.
«Что в этом хорошего?»
В любой ситуации учите ребенка видеть хорошее. Объясните, что «из лимонов можно сделать лимонад». Например: «Ты упал и ударился — это лимон. Но тебе наклеили пластырь с мишками — это лимонад!»
«О чем нам нужно узнать больше?»
В телевизионном шоу, книге, поездке или межличностном общении есть нечто такое, о чем можно узнать больше. Большинство родителей понимают, что они слишком часто пользуются смартфонами и компьютерами в обществе детей. Но электронные устройства можно использовать и по-другому, например показать ребенку возможности для обучения.
Когда вы смотрите телевизор и кто-то на экране говорит:
«Bonjour!» — покажите фотографии Франции или найдите на YouTube французскую песню. Когда ребенок понимает, что ваш вопрос связан с поиском чего-то нового и интересного для него, он будет с радостью ждать его.
«Чем хочешь заняться в выходные, во время отпуска, сегодня вечером?»
Развивайте в детях привычку позитивного предвосхищения небольших удовольствий. Ребенок, который всю неделю ждет замороженного йогурта в воскресенье, — счастливый человек, как и взрослый, заранее распланировавший свой отпуск.
«Что мы можем сделать, чтобы кто-то почувствовал себя счастливым?»
Съездите с ребенком к больному родственнику или возьмите с собой на благотворительное мероприятие — это станет отличным подарком. Он будет еще больше гордиться своим поведением, если сам придумает что-то хорошее (например, испечет печенье или нарисует открытку). Такие действия способствуют выработке окситоцина и эндорфинов, т. е. добрые дела становятся «наркотиком» и у ребенка появляется «зависимость» от них. Привлекайте детей к благотворительной работе — это альтруизм, связанный со счастьем. Прививайте им дух щедрости. Когда вы с детьми куда-то едете, покупайте небольшие подарки для других людей. Когда рисуете — рисуйте для кого-то из родственников. Подарки делать приятнее, чем покупать что-то для себя, они обогащают межличностное общение.
«Чем хочешь заняться на улице сегодня?»
Прогулки с детьми — отличный способ физической активности. Упражнения помогают выбросу эндорфинов, поэтому их используют при лечении депрессии. Лучший способ приучить детей к физической активности — показывать им пример и заниматься вместе. Кроме того, солнечный свет поднимает настроение, а это улучшает сон.
«Когда ты чувствуешь себя счастливее всего?»
Если привлечь внимание ребенка к любимым занятиям, то он поймет, что сам может увеличивать время на них. Психолог Михай Чиксентмихайи открыл состояние «потока». Оно возникает, когда люди занимаются чем-то настолько приятным, что теряют чувство времени. Если у вашего ребенка есть увлечение, которое погружает его в состояние «потока», обязательно укажите ему на это и позволяйте заниматься достаточное время. (Даже видеоигры учат детей сотрудничеству, решению проблем и логическому мышлению!) Хорошо, если в этом состоянии определится будущая профессия ребенка, потому что тогда ему не придется «работать» ни единого дня. Отнеситесь серьезно и к своей работе — позитивный настрой станет для ребенка образцовой моделью счастья. Вы и второй родитель — самые важные люди в жизни детей. Покажите, что счастье — это их выбор и есть конкретные способы его достижения.
Читайте подробнее: Родман, Саманта. Как говорить с детьми о разводе : строим здоровые отношения в изменившейся семье. — М. : Эксмо, 2020.