Регулярно смотрю вебинары «как стать успешным», пытаюсь учить английский, участвую в марафонах по похудению, пытаюсь изменить жизнь к лучшему. составляю карты желаний и прочее. Коучи обещают, что если 21 день регулярно выполнять действие, оно станет привычкой. Однако со мной это не работает.
Парадоксально: перед глазами есть примеры, в руках – готовые инструменты, в голове – визуализированная картинка успешного себя на островах, а мы и ныне не там. Я продолжаю смотреть на тех, кто добился результата и завидую. У меня слабая воля?
Есть плохая и хорошая новости. На способность «держать себя в руках» и чего-то достигать влияет генетика и психологические факторы (образ жизни, мышление, поведение). С генетикой сложно что-то поделать, а со второй частью – вполне можно.
Генетические факторы. Что нам дано от рождения?
Конфликт интересов
Мозг сражается сам с собой и всегда выходит победителем.
Современные исследования показывают, что среди людей существует разница в работе передней поясной коры (ппк) – структуры мозга, отвечающей за выбор ведущего мотива и подавление импульсов. Их регулярно поставляет более древняя структура – лимбическая система, отвечающая за эмоции.Человек – единственное живое существо, способное отложить удовольствие ради долгосрочной цели. И мозг должен справляться с конфликтующими мотивами.
Простым языком: хочу стать богатым и хочу лежать на диване одновременно. Получить похвалу, но не напрягаться.
Оба варианта предполагают получение удовольствия. Только от лежания на диване прямо сейчас, а от успешной жизни – в неопределенном будущем. И если лимбическая система работает активнее, чем передняя поясная кора, то выбор в пользу дивана очевиден.
Работа мозга слишком сложна и не так линейна, как нам хотелось бы. Например, недостаток объема оперативной памяти будет приводить к тому, что человек просто забывает «почему нельзя». Не удерживает в памяти все аргументы против приятного, но не нужного сейчас действия. Исследования показывают, что некоторые люди испытывают физическое страдание при отказе от сиюминутного удовольствия.
Отчего же эти системы работают у людей по-разному? Кто-то легко «берет себя в руки» и уверен, что остальные просто слабаки.
Химия
Активность нейромедиаторов – «химии мозга» – выдается нам при рождении. Дофамин вырабатывается как положительное подкрепление. Что-то выполнил хорошо – ты молодец – получи дофамин и ощущение удовольствия. От тарелки пончиков в сахаре гораздо проще и быстрее, чем от пробежки или завершения проекта. Поломки в генах, отвечающих за выработку и распад дофамина, приводят к тому, что поведение человека меняется. Если дофамина недостаточно, то тяга к быстрым и легким удовольствиям сильнее. Таким людям сложно получать простые радости от жизни, прогулок, путешествий, приятного общения. Нужны более сильные эмоции или стимуляторы в виде еды, секса или психоактивных веществ.
Когда дофамин «отработал», он распадается. Поэтому ощущение, «я молодец» не длится вечно, но этот опыт запоминается. Если дегенерация (распад) дофамина замедляется, то поведение становится импульсивным и даже опасным. То же самое относится к серотонину, недостаток которого приводит к депрессии.
Из-за нехватки ГАМК (гамма-аминомасляной кислоты, нейромедиатора, отвечающего за торможение нервной системы) повышается тревожность, расстраивается сон. Что затрудняет способность принимать волевые решения.
Если у вас хватило сил дочитать до этого момента, скорее всего ваша передняя поясная кора способна тормозить импульс бросить чтение ради полезной информации в конце статьи.
Психологические факторы
В течение жизни мы приобретаем «образ жизни», который состоит из мыслей, привычного поведения, убеждений. Мы сами создаем препятствия для изменения жизни к лучшему, не замечая того.
Что мешает?
1. Многозадачность и цейтнот. Теория о том, что мозг может эффективно делать несколько дел, – миф. Необходимость обрабатывать большой объем информации, расставлять приоритеты и удерживать все это в памяти приводит к ослаблению работы коры и снижению способности сделать выбор. Рефлексивные думы о смысле жизни также перегружают мозг нерешенными задачами. Отсюда и состояние «я планирую изменения, но не приступаю к ним». Начать с понедельника «новую жизнь» – тоже многозадачность.
2. Если мы не выспались, голодны, устали, мозг будет сильнее реагировать на импульсы и хуже их контролировать.
3. Стресс и отсутствие ресурса. Мы не замечаем, что находимся в состоянии хронической неудовлетворенности. «Все так живут». «Я же взрослый человек». Пытаясь меняться, лишь подстегиваем загнанную лошадь. Нанимаем тренера, чтобы он лупил лошадь, принуждая себя получать удовольствие от преодоления трудностей и прокачки «новой версии себя». Старательно не замечая признаки затяжного стресса.
4. Деструктивные убеждения относительно своих сил и возможностей. «Я никчемный». «У меня нет таланта». Не замечаем свои сильные стороны, оправдываем редкие успехи тем, что «просто повезло».
5. Внешний локус контроля. Привычка ожидать от окружения ресурсов, советов, руководства к действию. И, как следствие, перекладывание ответственности на других. «Я не хожу в зал, потому что договорились с подругой, а она бросила». «Я не могу готовить отдельно себе и мужу, а он не согласен на здоровое питание».
В психологических факторах кроется ответ на вопрос «почему я не могу изменить жизнь к лучшему». Привычки и убеждения настолько сильны, что проще и не начинать. Мы забываем, что создали их сами и под влиянием воспитания. Они не выдаются при рождении. Очень хорошо помогает овладение искусством делать маленькие, но регулярные шаги в своем темпе.
На что я могу повлиять, как могу изменить жизнь к лучшему?
1. Сон, регулярное питание и свежий воздух. Проанализируйте, что мешает удовлетворению базовых потребностей. Сериал глубокой ночью, потому что хочется побыть одному в тишине? Как еще можно организовать себе это время без ущерба здоровью?
2. Ревизия повседневных дел и ресурсов. От некоторой части придется отказаться или делегировать другим людям. Работа с убеждениями, что я «просто плохо стараюсь», «мне бы добавить часов в сутки». Признание себя не всесильным, а обычным человеком с ограничениями – один из признаков взрослости.
3. Анализ целей. Честный ответ на вопрос: я хочу это делать? Внимательно прислушаться к себе и чувствам, которые возникают. Я хочу спорт и английский или мною движет страх не соответствовать?
4. Выбор одной посильной своей цели и движение к ней вместо многозадачности. Достичь, получить положительное подкрепление и приступать к следующей. Возможно, более сложной.
5. Поиск «своего» пути. Здесь помогает упражнение: чем бы я стал заниматься, если не будет необходимости зарабатывать? Можно с горечью обнаружить, что никакой своей жизни пока нет даже в мыслях.
6. Работа с присвоением своих сильных качеств и осознаванием ограничений. Принятие ответственности за происходящее в жизни. «Скорее всего, я не стану генеральным директором нефтяной компании. Но это и не было моей подлинной целью. Я могу раскрыть потенциал и реализоваться своим уникальным способом».
Стоит удерживать внимание на том, «что я могу», а не на ограничениях. Мозг запоминает и подкрепляет достижение даже маленьких целей, благодаря чему растет уверенность в себе и новые возможности становятся «по плечу». Изменить жизнь реально.