В чем причина неудач?
Причина кроется в ассоциациях. Когда ребенок читает текст, в его воображении каждое слово привязывается к определенному образу. Они нанизываются на нить повествования, словно бусины, и чем материал объемнее, тем длиннее эти бусы. И в итоге они спутываются: вместо четкой последовательности текст превращается в сплошной поток информации, который невозможно структурировать.
Однако родители могут облегчить процесс запоминания, используя методику, которая на практике доказала свою эффективность.
Учим выделять главное
Используйте для тренировки упражнение под называнием «десять слов», которое позволяет научить ребенка выделять главные мысли в тексте.
- 1. Предложите школьнику прочитать любой маленький и очень простой рассказ или сказку. Например, «Курочка ряба», «Золотая рыбка», «Колобок». Возраст ученика при этом не имеет значения – такое задание можно дать даже ученику пятого – шестого класса.
- 2. Попросите его изложить сказку в 10 словах. Несмотря на кажущуюся простоту, это достаточно сложное задание. Сначала ребенок будет использовать различные предлоги и прилагательные (при подсчете они расцениваются как полноценное слово). После нескольких попыток он сможет подобрать нужное количество определений – скорее всего, это будут существительные, иногда дополненные глаголами. Это и есть та база, которая определяет основные мысли автора. Подчеркните, что именно на них строится сюжетная линия рассказа.
- 3. Теперь попросите ребенка пересказать сказку максимально подробно, используя все выделенные 10 слов. Так у него сформируется понимание, что в тексте действительно важно, и выстроится четкая структура повествования.
Работаем с персонажами и их ролью в тексте
Когда предыдущее упражнение не вызывает затруднений (обычно это происходит после тренировки с несколькими текстами), самое время сделать второй шаг и закрепить материал.
После того как ребенок разобрался, что именно несет в тексте значимую информацию, и стал усваивать ее намного легче и быстрее, стоит перейти к анализу главных действующих лиц и их роли в рассказе.
- Первое, что необходимо сделать, – это выделить в тексте основных персонажей. Спросите у ребенка, кто или что выступает в качестве главных действующих лиц? Учтите, что в сказках зачастую наделены действием не только люди, но и животные и даже неодушевленные предметы (зеркальце, меч-кладенец, яблоня, веретено и др.).
- Теперь попросите ученика перечислить, какие действия выполняет каждый персонаж, используя только глаголы. Чтобы облегчить задачу, на первых порах можно просто подчеркивать нужные слова непосредственно в тексте. Причастия, деепричастия и прилагательные запоминаются сложнее, поэтому не стоит сразу давать ребенку текст с излишними литературными образами.
Учтите, одного урока обычно недостаточно, нужно провести хотя бы три – четыре занятия.
Про что важно помнить родителям
Занятия лучше проводить в игровой форме – это улучшает восприятие и снимает психологическое напряжение. Выбирайте момент, когда ребенок не занят и находится в хорошем настроении.
Помните, что неудачи раздражают, поэтому в первое время отношение к занятиям может быть настороженное или даже негативное. Но по мере достижения результатов ребенок оценит эффект от упражнений!