Считается, что легче всего убедить человека в преимуществе какого-то предмета, если сравнить его с худшим. Например, очевидно, что здоровый образ жизни гораздо предпочтительнее наркомании. Отчего же многих такой прием не убеждает?
Некоторые скептики, напротив, склонны рассматривать эту же пропаганду как своего рода парадоксальную рекламу наркотиков.
Кто же прав? По мнению психологов из Университета штата Индиана, все зависит от индивидуальных особенностей человека. На оптимистов более сильное влияние оказывает позитивное сравнение: «А лучше, чем Б». Тот же эффект сохраняется и при негативном сравнении: «Б хуже, чем А», хотя и выражен гораздо слабее.
Что же касается пессимистов, настроенных на избегание неприятностей, то их внимание в первую очередь привлекает отвергаемый компонент, причем более сильное именно при негативном сравнении. В результате эти люди не всегда предпочитают А, а «Б хуже, чем А» невероятным образом побуждает к выбору Б. Полученные психологами данные требуют серьезной переоценки традиционных приемов убеждения. Например, в борьбе с курением, оказывается… лучше вообще не упоминать о курении! Достаточно всячески превознести предпочтительный вариант поведения, при этом не упоминания о его альтернативах.