Сейчас многие родители обеспокоены проблемой социализации подрастающих детей. У меня своих двое, они – подростки. И совсем не хотят добровольно выбираться из привычной среды обитания. После школы спешат домой, чтобы разойтись по своим комнатам. Другие мамы эту тенденцию подтверждают.
Через год-два им предстоит поступать в институт или искать первую работу, но они не имеют никаких навыков общения с незнакомыми людьми. Что все решится само собой, я как-то не слишком верю, знаю грустные примеры от своих подруг, когда совсем не плохие ребята не «вписались» в коллектив. Похоже, что наши дети – компьютерные одиночки. Подскажите, как ускорить процесс социализации подростка?
Ольга, 37 лет
Начну с конца: ускорить процесс социализации не получится никак, к сожалению. Его (процесс) можно оптимизировать или создать заново, но сначала стоит выяснить, что на самом деле происходит с вашими детьми.
На самом деле наши дети перегружены общением. Причем чаще всего это общение – не по выбору («Я хочу дружить с Машей и Сашей, с Машей мне нравится играть в баскетбол, а с Сашей – в компьютерные игры»), а вынужденное.
Семь – восемь часов ежедневно наши дети проводят в чрезвычайно тесном контакте с людьми, которые им неприятны, а иногда и откровенно враждебны.
Учителя, которые кричат, требуют, унижают. Одноклассники, которые кричат, нападают, хватают твои вещи, иногда бьют или ломают что-то. И нет никакой возможности ни защититься, ни избежать этого общения.
Это вы считаете социализацией? Это нечто, прямо ей противоположное.
У очень многих (почти всех) детей после школы еще и дополнительные занятия, курсы, секции – музыкальные, художественные. То есть опять – на людях и с людьми. Не знаю, как вам, но мне, например, после дня, проведенного в офисе, необходим весь следующий день в режиме полной тишины. А дети этой милости лишены, они должны с утра опять отправляться на тяжелую работу.
У современного старшеклассника десятичасовой рабочий день и шестидневная рабочая неделя. Это больше, чем у любого работающего взрослого.
Мне кажется, что сидеть в своей комнате, уткнувшись в планшет, – максимально здоровая реакция организма на сенсорную и социальную перегрузку.
Что можно предпринять, если вам кажется, что у детей есть проблемы?
Пошаговая инструкция
1. Разобраться, как на самом деле обстоят дела. Возможно, зайти в школу и поговорить с учителями: ребенок умеет подойти к преподавателю, выяснить, обсудить, договориться? Спросить у классного руководителя, как подросток проявляет себя в командных дисциплинах (если они есть).
2. Спросить себя, есть ли у ребенка положительные примеры в вашей семье. Например, когда вы выезжаете всей семьей куда-то на природу, в отпуск, в гости, видит ли он примеры правильного социального поведения?
3. Задуматься, а даете ли вы детям поручения, связанные с взаимодействием с незнакомыми взрослыми? Например, может ли он самостоятельно сходить в магазин, где надо разговаривать с продавцами? А в поликлинику за справкой? Обучаете ли вы планомерно этикету, правилам поведения, обращаете внимание на поведение окружающих? Или только возмущаетесь его безграмотностью и неуклюжестью?
4. Поинтересоваться, знает ли ваш ребенок правила безопасности. Потому что, с одной стороны, «никогда не разговаривай с незнакомцами», а с другой – «он такой стеснительный, давайте его вылечим по-быстрому».
5. Очень полезное упражнение – вечерние разговоры за столом о том, как прошел день. У вас. Не допрос с пристрастием на тему школьных оценок, а театрализованное представление «Мой безумный день в офисе». Или «Папа и идиоты на дороге». Потому что видеть-то они видят разные ситуации постоянно, а вот расшифровать смысл произошедшего, как потом мы понимаем, было не по силам.
6. Если вам все равно кажется, что проблема серьезнее, чем нормальная подростковая строптивость и ершистость, приходите на консультацию к психологу. Возможно, полезной окажется групповая работа в «мастерской общения» или индивидуальная терапия. Иногда за замкнутостью и нелюдимостью скрывается подростковая депрессия, которая требует лечения.