В новом исследовании, проведенном Школой бизнеса Роберта Х. Смита при Университете штата Мериленд, обнаружилось, что хотя мобильные телефоны предоставляют возможность социальной связи, но их использование делает людей эгоистами.
Специалисты собрали людей в возрасте от 20 до 29 лет и провели ряд тестов, нацеленных на выявление влияния мобильной связи на уровень отзывчивости. Ученые обнаружили, что даже после короткого разговора по мобильному люди меньше сопереживают другим. Например, испытуемые с большей частотой отказывались от волонтерской работы или с меньшей охотой решали задачи, даже зная, что каждый их ответ принесет деньги на благотворительность. Снижение уровня сочувствия наблюдалось даже тогда, когда участников эксперимента просили просто нарисовать свой мобильный аппарат и думать о его использовании.
Несмотря на то, что возраст участников эксперимента был ограничен, ученые считают, что результаты опыта будут справедливыми для всех возрастных групп.
Почему обычное использование мобильных телефонов делает нас менее отзывчивыми? Исследователи считают, что это связано с чувством социальной оторванности. У всех людей заложена базовая потребность общения с другими, но как только это стремление удовлетворено, например, при помощи разговора по мобильному телефону, способность к сопереживанию и отзывчивости естественным образом уменьшается. «Мобильный телефон с легкостью создает ощущение связи с другими людьми, и тем самым удовлетворяет основную человеческую потребность – принадлежать кому-то», – утверждает одна из авторов исследования, профессор маркетинга Роселлина Ферраро.
«Социальная связь сходна с едой. Когда вы голодны, вам не хватает пищи, а когда вы чувствуете себя одиноким, вам не хватает человеческого общения. Когда его недостаток устраняется, мы чувствуем себя «социально полными» и не испытываем желания помогать людям», – рассказывает главный автор исследования Адам Вейтц. – Люди часто рассказывают о собственной моральной перегруженности в те дни, когда у них было много встреч. Они чувствуют себя опустошенными. Это подтверждает наши результаты. Даже если человек действительно склонен к сопереживанию, есть моменты, когда он теряет способность проникаться другими людьми».
Вейтц и его коллеги также заявили, что когда человек чувствует себя частью компании, это пробуждает в нем стремление к эксклюзивности и чувство «мы против остальных». Это заставляет его расценивать людей «вне круга» как недостойных внимания.
В качестве дополнительного эксперимента ученые проверили, как Facebook и другие социальные сети влияют на уровень человеческого сопереживания. Оказалось, что мобильные телефоны дают ощущение большей связи, чем Интернет-ресурсы.
«Учитывая повсеместную распространенность мобильных телефонов, у них есть потенциал для широких социальных последствий», – подытожила Ферраро.
Источник: healthland.time.com