Как сладок вкус победы! Многие люди целеустремленно к ней идут, порой и нечестными путями. Но в жизни все не могут быть победителями, случается и проигрыш. Важным качеством является умение проигрывать и радоваться за успех победителя! Как родителям помочь ребенку научиться это делать?
1. БЫТЬ САМОМУ ПРИМЕРОМ
А как сами родители реагируют на свой проигрыш в жизни? А когда что-то не получается? Вспомните, как вы реагируете на повышение коллеги в должности? Радуетесь ли за друзей, когда они зимой едут в отпуск на Бали? Какие чувства у вас появляются в этот момент? Это чувство радости, или в вас поднимаются раздражение и зависть?
Чтобы научить ребенка, нужно взрослому разобраться в себе и быть личным примером. Важно понять свои ошибки и передать это знание ребенку. Будьте естественными и спокойными в игре, не стоит всякий раз подыгрывать ребенку, так он не научится проигрывать, а проигрыш станет для него невыносимым.
2. НАСЛАЖДАТЬСЯ ПРОЦЕССОМ
Безусловно, получить положительный результат в деле, проекте важно и приятно, а проигрыш демотивирует. Но что если перенести свой фокус внимания на сам процесс достижения цели? Можно наслаждаться каждым этапом работы, выделять изумительные маленькие успехи на протяжении всего проекта. А если вы работаете в команде, то отмечать успешные моменты похвалой каждого участника процесса. Особенно, если это ребенок, ведь он еще только учится.
Обратите внимание на свое тело во время участия в конкурсе или выполнения работы. Если есть напряжение в теле, то это перейдет в зажим и телесный спазм, а на эмоциональном плане – возможен выплеск эмоций и напряжения в виде крика на близких. Если родители в напряжении, то это очень хорошо чувствуют дети, а это отражается на их психоэмоциональном состоянии и поведении. Самое экологичное поведение взрослого, когда он легко, спокойно, с любовью и наслаждением занят делом. Это называется «состояние потока», когда человек за интересной и любимой работой может забыть про время и про обед, он просто наслаждается процессом.
3. ХВАЛИТЬ И ПОДДЕРЖИВАТЬ РЕБЕНКА
Похвала – мощный инструмент для мотивации! Хвалите ребенка, пусть даже за маленькие достижения. Важно отметить те моменты и места, где лучше всего получилось у малыша. Конечно, это не значит, что нужно восхищаться и нахваливать его без повода. Выделите его упорство, усердие, терпение и умение довести дело до конца. Это очень важные качества, которые касаются волевых процессов, они формируются в старшем дошкольном возрасте. Если взрослый помог ребенку в игре и игровых заданиях натренировать и успешно проявлять свое волевое поведение, то ребенку будет легче выполнять любые, порой неинтересные и скучные задания в школе.
4. ВЕРА В СЕБЯ ТВОРИТ ЧУДЕСА
Ребенок, который верит в себя, не будет бояться новых заданий и ситуаций, не будет завидовать чужому успеху, а наоборот, порадуется. Поэтому с раннего детства воспитывайте в своем ребенке чувство собственного достоинства и веру в свои силы, что у него все получится.
Дайте ребенку больше самостоятельности, доверьте посильную работу и не делайте ее за него, а сопроводите подсказкой, поддержкой и похвалой в новом деле без критики. У ребенка так сформируется внутренняя уверенность в себе.
5. ЧУЖОЙ УСПЕХ ЗАРАЗИТЕЛЕН
Умение радоваться за победителя, когда я проиграл – это уникальное качество. Искренне поздравить и разделить радость победы с соперником – это и есть собственная победа. Так, проигравший ребенок может стать частью этой победы, он возьмет чужой опыт как пример и мотивацию, что его возможности и потенциал тоже велики. Любое достижение – это труд, который надо уважать.
Введите традицию в семье – после каждой игры всей семьей «искупать» победителя в овациях и комплиментах.
6. ПРАВО НА ОШИБКУ
Позволяйте себе и ребенку ошибаться и сделать не «как надо», а по-своему, по-другому. Отключитесь от перфекционизма, это только ваши идеальные шаблоны, у другого взрослого или ребенка может быть свое видение. Негативный опыт необходим ребенку, чтобы он представлял последствия своих слов и поступков, чтобы он понимал, как можно действовать в разных ситуациях.
Избегайте фраз, которые могут вырастить неуверенного в себе неудачника: «Не дорос еще!», «Куда тебе до него?», «Сколько раз тебе говорить, чтоб не лез!», «Ну как всегда, руки не из того места растут!».
7. ШУТКИ НАД ПРОИГРЫШЕМ НЕУМЕСТНЫ
Ни в коем случае не шутить, не подтрунивать и не насмехаться над неудачей ребенка: «Я же тебе говорил, что проиграешь!» В такие минуты малышу важна ваша поддержка. Уместна будет ваша совместная работа над ошибками, нужно выделить сильные стороны в ребенке, разобраться и помочь ему улучшить, натренировать слабые стороны, найти особый подход к его уникальности.
Приведите ребенку примеры неудач известных в мире людей, когда сначала они были аутсайдерами, а позже, набравшись знаний, умений и опыта, стали лидерами и победителями. Такие примеры можете найти в мультфильмах и фильмах для семейного просмотра: «Кунг-фу Панда», «Дом», «Бетховен», «В погоне за счастьем», «Звездочки на земле».
Первичное отношение ребенка к победе, проигрышу, собственным успехам, неудачам и ошибкам формируют родители. Будьте мудрым примером для них. В жизни важно научить детей не только выигрывать, но и проигрывать, принимать свои поражения, неудачи и ошибки. Именно так мы помогаем нашим детям стать счастливее!