Автор: Винсент Райан Руджеро
Перевод: Александр Поликин, Евгений Волков
В защиту мышления
Еще в шестидесятых годах гуманисты восстали против рационалистических и бихевиористических моделей человеческой личности. Их позиция противостояла более ранней тенденции возвышения науки и техники и почитания «объективного». «Человек не робот, – объявили они. – Он больше, чем просто физиология.
У него есть надежды, мечты, эмоции. У каждого есть свои перспективы, свое уникальное видение мира. И любое представление о человечестве, которое игнорирует эту субъективную сторону, является искаженным».
Пренебрежение мышлением опасно по двум причинам:
1. Первой причиной является то, что мы живем в эпоху манипуляции. Множество демагогов, вооружившись знаниями в области психологии, играют на наших эмоциях и подсознательных желаниях. Они готовы убеждать нас в том, что поверхностное является глубоким, вредное – полезным, злое – добродетельным. А наши чувства особенно уязвимы для подобных манипуляций.
2. Вторая причина состоит в том, что в каждой области современной жизни – в юриспруденции, медицине, государственном управлении, образовании, науке, бизнесе – нас окружают серьезные проблемы, которые требуют тщательного отбора и оценки фактов. Это требует вдумчивого рассмотрения различных умозаключений или действий, а также разумного выбора подходящего действия.
Боязнь неопределенности
Множество уважаемых авторов подчеркивают ценность навыков критического мышления. Например, в бестселлере «Шок будущего» (Future Shock) Элвин Тоффлер описывает «интеллектуальное замешательство» и дезориентацию ценностей, которые сегодня сопровождают процесс принятия решений. Он отмечает, что, поскольку объем и виды данных, с которыми сталкиваются современные люди, требуют все более быстрых и комплексных решений, каждый человек должен уметь мыслить критически, воспринимать новое, выделять важное среди мелочей, иметь дело не только с общеизвестными материями, но и с «неизвестным, неожиданным, невозможным».
Человек с развитым мышлением:
- 1. видит проблему, исследует свою реакцию, прежде чем принять решение;
- 2. тщательно подбирает факты, необходимые для решения проблемы;
- 3. приходит к заключению, которое соответствует фактам, сомневается в своем суждении, пока факты не подтверждены;
- 4. когда появляется проблема, с которой он уже встречался, противостоит искушению действовать согласно уже выработанному шаблону.
Человек с обедненным мышлением:
- 1. видит проблему и незамедлительно принимает решение;
- 2. отказывается от поиска доказательств или небрежно просматривает факты;
- 3. позволяет чувствам управлять процессом принятия решений, предпочитает решать быстро, не задумываясь;
- 4. не тратит свои силы на размышление.
Швейцарский психолог Жан Пиаже (Jean Piaget) считает, что главными целями образования должны быть «воспитание людей, которые способны не только повторять достижения прошлых поколений, но и создавать нечто новое» и «наделение людей критическим мышлением, чтобы они могли выбирать, а не соглашаться со всем, что им предлагают».
Людей нужно учить тому, как разобраться в эмоциях, как понять, в какой степени они были сформированы под влиянием внешних факторов, или как разрешить конфликт между собственными чувствами и чувствами окружающих. Иными словами, людей нужно учить критическому мышлению.
9 проблем критического восприятия действительности
1. Основная проблема: «МОЕ ЛУЧШЕ»
Свои вещи мы любим больше чужих. Они являются нашим продолжением.
Причина:
этноцентричность. Позиция «мое лучше» присуща всем. Люди уверены, что их раса, религия, культура или система ценностей превосходят другие. Если им говорят, что их убеждения неверны, или даже если их просто просят объяснить суть этих убеждений, они начинают сопротивляться.
Решение:
больше всего мы подвержены влиянию позиции «мое лучше» в наиболее важных для нас вещах. Надо искать в себе подобные реакции и преодолевать их. Можно попробовать понять другую сторону, беспристрастно рассмотрев ее достоинства.
2. СОПРОТИВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯМ
Любые изменения угрожают нашим привычкам. Они требуют от нас размышлений и решений, но нам гораздо проще думать и действовать так, как мы привыкли.
Причины:
небезопасность и страх.
1. Изменения затрагивают наше чувство безопасности. Неуверенность – причина того, что некоторые люди пойдут на все, чтобы доказать неправильность идей, в которых они просто не могут разобраться.
2. В одних случаях страх неизвестного может быть вызван неуверенностью; в других он может сам быть причиной неуверенности. Люди склонны подозревать худшее, это управляет ими и заставляет бороться с новыми идеями.
Решение:
преодолевая сопротивление изменениям, мы получаем новые возможности для развития. Исследователь Эйлин Бейер (Eileen Bayer) предложила пожилым людям работать учителями в детских садах. Это избавило пенсионеров от чувства ненужности и подняло уровень образования.
3. ПОБУЖДЕНИЕ К ПРИСПОСОБЛЕНИЮ
Конформность – поведение человека «как все» – часто делает жизнь безопаснее. Но иногда усиливает нашу зависимость от других людей. Слепо следовать и не думать – безответственно.
Причины:
внешнее давление и «группомыслие». Человек – существо коллективное, но желание соответствовать группе может нанести вред мышлению. Психолог Йельского университета Ирвинг Л. Янис ввел понятие «группомыслие» – когда люди, принимая решение, очень хотят, чтобы оно совпало с решением окружающих. Дефект группомыслия – отсутствие вариантов, обнаружение недостатков никак не влияет на пересмотр позиции.
Решение:
мудрый человек относится к конформности избирательно. Он пытается контролировать свои реакции и противостоять безрассудному давлению группы. В важных и спорных ситуациях он думает самостоятельно и может отстоять свою точку зрения перед другими.
Скудость мысли порождает миллионы единомышленников.
4. ПОТРЕБНОСТЬ СОХРАНИТЬ ЛИЦО
Хочется видеть себя положительным героем. Порой это заставляет нас прибегать к различным маневрам.
Причины:
психолог Альфред Альдер утверждает, что все люди в той или иной степени страдают от чувства собственной неполноценности. Этим объясняется потребность в поддержании своего имиджа, которая заставляет занимать оборонительную позицию. Например, человек, который верит в самоконтроль, может отрицать свою зависимость от курения или употребления алкоголя.
Решение:
мы вряд ли можем устоять перед искушением сохранить лицо. Но мы можем научиться определять такое поведение и попытаться контролировать его.
5. СТЕРЕОТИПЫ
Стереотипы можно определить как некую форму обобщения. Если наши наблюдения недостаточно точны, обобщение может быть неверным. Самые распространенные виды стереотипов: этнические и религиозные.
Причины:
1. Человек рассматривает шаблоны как факты. А факты воспринимает как стереотипы. Люди, мыслящие стереотипами, не замечают обстоятельств, которые подвергают сомнению их суждения, и обращают внимание на те обстоятельства, которые подкрепляют их.
2. Для стереотипного мышления характерно постоянное перекладывание ответственности с оценивающего человека на оцениваемый предмет. Когда предвзято мыслящий человек утверждает: «Я не люблю их, потому что они…», он имеет в виду: «Из-за того, что я их не люблю, они…»
3. Одной из самых значимых причин стереотипизации является этноцентризм.
Решение:
стереотипное мышление несправедливо по отношению к человеку, которого рассматривает как безликую вещь, статистическую единицу. Как следствие оно препятствует пониманию и взаимодействию, и это может блокировать коммуникацию.
6. ОШИБОЧНЫЙ ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ
Здравый смысл – это представление реальности, принятое большинством. Это может быть мудростью в 24 карата, но может быть и «фальшивым золотом».
Причины:
здравый смысл вешает на взгляды большинства ярлык «руки прочь». Он говорит нам: «Не смей бросать вызов этой идее». Из-за этого мы пренебрегаем нашим желанием проверить правильность идеи. Мы чувствуем себя защищенными, когда имеем дело с чем-то уже известным. Если мы принимаем идею, которую поддерживает большинство, и потом оказывается, что идея неверна, значит ошибались все и вероятность, что над нами будут насмехаться, мала.
Решение:
невозможно предугадать, какая идея пройдет испытание временем. Но если у нас получится понять, что критическое мышление выше комфорта и безопасности, мы сможем потребовать, чтобы каждая идея была доказана.
7. УПРОЩЕНИЯ
Когда упрощение становится чрезмерным, оно искажает идею так, что она становится ложью.
Причины:
упрощение иногда полезно и необходимо. Мир сложен. Обстоятельства заставляют тех, кто знает больше о конкретном предмете, говорить с теми, кто знает меньше. А сложные вопросы можно сделать понятнее, только упростив их.
Решение:
чрезмерные упрощения кажутся нам разумными, потому что они содержат в себе элемент истины. Частично они верны. И это может затуманить тот факт, что частично они неверны. Нам лень размышлять, мы подсознательно начинаем выбирать самые простые ответы и решения.
8. ПОСПЕШНЫЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Это преждевременные суждения, выведенные до того, как достоверность фактов была подтверждена.
Причины:
1. Для некоторых людей самое главное в мышлении – удобство. Они боятся напряженного анализа и давления трудностей. В результате они хватаются за любое заключение, которое первым пришло им в голову.
2. Даже люди, которым удалось достичь высокого уровня мышления и интеллектуальной зрелости, не могут избежать еще одной тенденции: думать, что одна идея обязательно лучше других.
3. Другая важная причина поспешных заключений – особенность ситуации.
Решение:
нельзя делать заключения, пока мы не рассмотрели все возможности, не получили адекватные доказательства и не учли влияние наших собственных предпочтений и привычек.
9. НЕОБОСНОВАННЫЕ ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ
Заключение высказывается после размышления. Предположение же появляется в сознании без размышлений.
Причины:
делать предположения естественно. Без них нам пришлось бы обдумывать каждое произносимое нами слово, каждое сделанное движение. К счастью, многие наши предположения обоснованны. Необоснованным предположение становится лишь тогда, когда слишком многое воспринимается как само собой разумеющееся.
Решение:
мы можем осознавать и не осознавать наши предположения. Если мы не осознаем их, то мы находимся в их власти. Они могут мешать нашему пониманию и интуиции. Поэтому разумный мыслитель постоянно стремится понять и оценить свои предположения.
Познавая себя
Наши чувства, мысли и поведение зависят от многих факторов. От того, что именно мы знаем о собственных возможных реакциях, зависит то, насколько хорошо мы сможем управлять своим мыслительным процессом. Если мы не будем осознавать, как нежелательные черты воздействуют на нас, мы станем еще более уязвимыми для них.