«Быть эгоистом хорошо». А что, как не безоговорочная любовь к себе, позволяет сохранить нервы, цвет лица и «получить от жизни все», пока ровесники выбирают между коляской и холодильником? Распевая эти гимны, гедонисты-индивидуалисты, впрочем, забывают, что настоящий эгоизм – дорожка, которая скорее приведет к одиночеству, чем к успеху…
Похоже, мода на себялюбие родилась из духа противоречия и обыкновенной путаницы понятий. «Я – последняя буква алфавита», «Все драят столовую, а тебе особое приглашение нужно?», «Отдай пистолетик Машеньке, она же девочка!» – эти и подобные киты кондово понимаемого альтруизма заставят вцепиться в свою игрушку (и никогда уже не выпускать ее из рук), даже если вы прирожденный Санта-Клаус. Что ж, приносить бесконечные жертвы хоть ради семьи, хоть во имя спасения человечества уже не актуально, и в этом смысле большинство из нас преспокойно оставят домочадцев наедине с полуфабрикатами и отправятся на какое-нибудь важное вечернее мероприятие, поскольку личные интересы для нормального взрослого человека все-таки – приоритет.
Желания окружающих при этом учитываются и, в зависимости от того, насколько они важны, исполняются или отклоняются. Другое дело – эгоист. Он запросто может высадить вас на безлюдном шоссе среди ночи просто потому, что неохота делать крюк; в одиночестве уплетать деликатесы, когда близкие перебиваются с хлеба на чай; в последний момент не явиться на собственную свадьбу. При этом он не испытывает ни малейшей неловкости и очень удивится, если вы вдруг обидитесь: «Я так хотел!» – таков его бронебойный аргумент. Он даже не понимает, а зачем надо поступать как-то иначе…
ЗАСТРЯВШИЕ В ПЕСОЧНИЦЕ
В трудные времена Леше и Лизе достали два импортных леденца чупа-чупс. Трехлетняя Лиза свой леденец моментально сжевала и смотрит выразительно на Лешу, тот как старший жертвует свою конфету сестре. Лиза сосет Лешин чупа-чупс и приговаривает: «Мамочка, как жалко, что братику не досталось леденца, он же такой вкусный! Как жалко, что мне захотелось еще!»
Эгоизм – качество, естественное для маленького ребенка. По мере взросления человек начинает понимать, что исполнение его желаний зависит от воли других людей и, соответственно, наилучшей стратегией является поиск компромисса. К сожалению, у некоторых социальное развитие явно запаздывает, и они продолжают оставаться неприкрытыми или неадаптированными эгоистами, полностью пренебрегающими чужими интересами ради сиюминутной тактической выгоды.
«Эгоцентризм – самая ранняя стадия развития личности, – поясняет кандидат медицинских наук, психотерапевт европейского реестра Марк Сандомирский. – Самовосприятие человека формируется в последовательности “ты – я – мы”, и поначалу малыш просто не осознает себя отдельно от матери (стадия “ты”). На втором – третьем году жизни начинается процесс социализации, приходит понимание, что потребности разных людей различны. Затем, уже в школьном возрасте, мы обучаемся соразмерять и согласовывать свои интересы с интересами других, это становится необходимым условием для того, чтобы “вписаться”, быть принятым в компании ровесников. Эгоизм такой возможности не допускает, вынуждая задерживаться в инфантилизме».
Американский философ, автор «Теории справедливости» Джон Ролз выделил три основных вида эгоизма: диктат, вседозволенность и анархия, которые, по наблюдению психологов, соответствуют трем ошибочным сценариям семейной педагогики: ребенок-тиран, ребенок-кумир и ребенок-бунтарь. Первый из них сводится к формуле «Все должно быть по-моему!». Эгоисты-диктаторы, в отличие от прочих «сородичей», как правило, чужды эпикурейства. Нет среди них и убежденных одиночек: им нужна семья, иначе кому они объяснят, как надо жить и как не надо. Изводя всех нотациями, эгоисты-тираны чувствуют себя эдакими мудрыми пастухами неразумного стада, они абсолютно уверены в собственной непогрешимости: «Мое слово – закон!» Желание, естественно, тоже.
«Вседозволенцы» и анархисты, напротив, любители красивой жизни. Они никого не поучают, поскольку у них своя мораль: «Если нельзя, но очень хочется, то можно» или «Всем позволительно делать все, что заблагорассудится». Далекие от «нудных» долженствований, на первых порах знакомства они кажутся людьми яркими, свободомыслящими, почти философами, пока не становится ясно, что их легкость – самая настоящая необязательность, а свободолюбие – не что иное, как безразличие и готовность «кинуть» в любой момент.
ЭГОИСТ ПРОТИВ АЛЬТРУИСТА
Несмотря на то что «чистокровный» эгоцентрик – существо малосимпатичное (и даже опасное для окружающих), эгоистичность – чрезвычайно популярный выбор: многие не без гордости в этом «расписываются», а уж брендов, журналов и телешоу, апеллирующих к этой стороне человеческой натуры, и не перечесть. Воды на мельницу такой моды подливает, очевидно, то, что антоним и антипод эгоизма, альтруизм, путаемый с самопожертвованием, «шибает» валерьянкой: как это «ничего не хотеть для себя», «жить ради других»? Невроз? Именно. И оборотная сторона эгоизма.
Об аффективной центрации на себе (эгоцентризм) или на других (жертвенность) впервые заговорил Эрих Фромм. По мнению знаменитого психолога и философа, оба полюса поведенческого расстройства приводят к фрустрации, поскольку оборачиваются болезненными ответами мира. «“Отсутствие эгоизма” – невротический симптом, который не только не воспринимается таковым, но часто представляется похвальной чертой характера. Такой человек гордится тем, что не считает себя сколько-нибудь заслуживающим внимания. Его, правда, озадачивает, что вопреки своей неэгоистичности он несчастен и его отношения с близкими неудовлетворительны. Анализ показывает, что полное отсутствие эгоизма – один из его признаков, причем зачастую самый главный. За фасадом жертвенности скрыт утонченный, но от этого не менее сильный эгоцентризм».
Необходимость жертвовать собой ради других – надуманная. Такого «шанса», скорее всего, и не представится, когда речь идет о зрелой, семейноориентированной личности, воспринимающей свое «я» расширенно, как «мы».
«В норме взрослый человек способен позаботиться о близких и не забыть о себе. В терминах психологии это называется адаптивным эгоизмом, – утверждает Марк Сандомирский. – На практике это представляется как способность разрешать противоречие между индивидом и обществом: не изолироваться от сообщества, но и не растворяться в нем; не “давить” на окружающих так, что они начинают игнорировать подобный диктат и избегать общения, но и не подчиняться внешнему давлению; думать об интересах окружающих, но не идти у них на поводу. Фактически здесь “здоровый эгоизм” смыкается со здоровым же альтруизмом».
Подобный компромисс оказывается более адаптивным, чем жертвенная тирания и чем неадаптированный инфантильный эгоизм, который в конечном счете приводит к опустошенности и одиночеству.
ЖИТЬ НА ВСЕ СТО
«На склоне жизни, когда принято подводить итоги пройденного пути, эгоисты личным опытом подтверждают известный тезис “Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя”, – дополняет Марк Сандомирский. – К сожалению, этого почти никогда не понимает молодежь, предпочитающая “жить на все сто” здесь и сейчас и не задумываться о том, что будет завтра».
«Идея, выраженная в библейском “возлюби ближнего, как самого себя”, подразумевает, что уважение к собственной уникальности, любовь к самому себе и понимание себя не могут быть отделены от уважения, понимания и любви к другому индивиду. Любовь к себе нераздельно связана с любовью и уважением к другим», – напоминает Эрих Фромм.
А эгоист? На самом деле он не слишком себя любит. Такой человек неизбежно несчастен и потому судорожно силится урвать у жизни удовольствия, получению которых сам же и препятствует. Просто потому, что, когда вся психическая энергия зациклена на себе, сильное внешнее сопротивление неизбежно. Не находя подтверждения собственной исключительности (а эгоист подсознательно в этом убежден), он подвергается «привычной травме» и становится похожим на мифического дракона Уробороса, кусающего свой хвост…