Итак, собеседование успешно пройдено, оффер получен, а впереди он – страшный первый рабочий день на новой работе в новом коллективе. И мучают тревожные вопросы: «Как меня встретят? Справлюсь ли я? А вдруг меня возненавидят или будут высмеивать?» Все новички проходят непростой период адаптации, но уровень дискомфорта вполне можно снизить.
В первый же день вам предстоит решить две глобальные задачи – усвоить свой функционал и познакомиться с коллегами. Чтобы не перегрузиться и не запутаться, лучше заранее прояснить следующие вопросы:
- К кому можно обращаться за помощью?
- Есть ли дресс-код и, если да, какой он?
- Какое ПО используется? Если программы вам незнакомы, изучите заранее основы.
- Каков рабочий график?
Заранее изучите официальный сайт компании. Там вы найдете дополнительную информацию, которая может вам пригодиться. С вечера подготовьте одежду и документы (напоминает «первый раз – в первый класс», не так ли?).
Опаздывать ни в коем случае нельзя. Продумайте маршрут и добавьте запасное время. Не отказывайтесь от завтрака, даже если от волнения «кусок в горло не лезет». Хотя бы выпейте кружку какао и съешьте бутерброд или пару ложек овсянки. На голодный желудок соображается плохо, а вам предстоит освоить массу информации.
Если компания, в которую вы устроились на работу, небольшая, с коллективом вас познакомит шеф или его заместитель. В крупных фирмах новичка представляют лишь его отделу. С остальными сотрудниками придется знакомиться самостоятельно (с этим можно не торопиться, процесс будет происходить постепенно).
- Постарайтесь сразу запомнить имена ваших новых коллег. Если понимаете, что какое-то имя выскочило из головы, подойдите к человеку, извинитесь и переспросите. Имена можно записать в блокнот.
- Если вам не назначили куратора, при возникновении сложностей придется обращаться за советами к коллегам. В качестве помощника выберите самого общительного и открытого человека.
- Будьте готовы к расспросам. Заранее подумайте, какой информацией о себе вы готовы делиться с коллективом, а какой нет. Помните, что вопросы могут касаться не только вашего опыта работы, но и личной жизни. Лучше всего сразу «поставить пограничные столбы» – не болтать лишнего.
- Не стоит сразу вносить рацпредложения, даже если вы видите, что рабочий процесс организован не идеально. Любые инициативы от новичка могут быть восприняты скептично. Отложите свои предложения на будущее. Когда освоитесь и станете частью коллектива, поделитесь своими соображениями.
- «Прикиньтесь ветошью». В первый день лучше как можно больше слушать, чем говорить. Внимательно наблюдайте и делайте выводы о том, что принято и не принято в вашем новом коллективе.
- Определите лидера. Это не обязательно будет шеф. Нередко «главным» является самый опытный или «громкий» сотрудник. При возможности стоит заручиться его поддержкой.
- В любом коллективе есть сплетники и интриганы. Они обсуждают коллег, разжигают склоки и распространяют слухи. Они наверняка захотят затянуть к себе новичка. Не играйте в эти плохие игры! Постарайтесь не участвовать в конфликтах, увиливайте от провокационных вопросов, сохраняйте нейтралитет.
- Попросите присоединить вас к внутренним чатам. Так вы будете оперативно получать информацию и вовремя реагировать.
- Узнайте, где принято пить чай/кофе и куда коллеги ходят обедать. Если вас позовут с собой, не отказывайтесь. Именно во время перерывов, в неформальной обстановке вы сможете лучше и быстрее освоиться.
- Помните, что коллеги понимают, что новичку всегда сложно. Именно поэтому в большинстве случаев ему дают время на адаптацию и не заваливают делами сразу. За один день вы все равно не освоите весь объем информации, этот факт лучше принять как данность и не усугублять свой стресс.
- Общайтесь с коллегами доброжелательно, одинаково со всеми. Недопустимы пошлые анекдоты, сексистские и расистские шутки.
Ошибки новенького
- Панибратство. Не переходите на «ты» по своей инициативе, не вмешивайтесь в разговоры сотрудников без приглашения. Наверняка найдутся сотрудники, которые будут упорно вас игнорировать. Старайтесь не обращать на них внимания, переждите. Пройдет время, к вам привыкнут, возможно именно такие молчуны и станут вашими добрыми приятелями.
- Критика правил компании. Даже если вашим новым коллегам и не нравятся какие-то правила, ваша критика будет воспринята негативно. Как в американских фильмах, «все сказанное может быть обращено против вас».
- Сравнения. Не стоит говорить, насколько лучше был организован процесс в компании, откуда вы ушли.
- Афиширование «блата». Не хвастайте близким знакомством с руководителями компании.
- Чрезмерная услужливость. Не берите на себя лишних обязанностей, потом избавиться от этого груза будет сложно. Не рассказывайте о своих «уникальных» навыках и возможностях. Ими захотят воспользоваться, а отказаться бывает сложно.
- «Одомашнивание». Не занимайтесь в офисе своими личными делами, телефонные звонки – только по рабочим вопросам.
Не пытайтесь работать лучше своих коллег. По статистике, на новом месте снижение работоспособности составляет 60 %. Опытный руководитель и не ждет от вас в первое время заоблачных достижений. Вообще, в период адаптации гораздо лучше проявить свои хорошие человеческие качества, чем в стремлении к трудовым подвигам показаться карьеристом и занудой.
Испытательный срок существует не только для вас.
Компания, куда вы пришли работать, тоже проходит тестирование.
Если вы поняли, что все не так замечательно, как вам рассказывали на собеседовании, не бойтесь принять решение об уходе.
В течение первого месяца душевный комфорт зависит отнюдь не от трудовых подвигов, а от умения ладить с людьми.