Наша Психология
Разморозь свои чувства правильно

Карл Густав Юнг

Jung Carl Gustav (1875 - 1961). Швейцарский психолог. В 1900 г. закончил медицинский факультет Базельского университета (первоначально специализировался по внутренним болезням, лишь на последнем курсе отдал предпочтение психиатрии). В 1902 г. защитил докторскую диссертацию «К психологии так называемых оккультных феноменов». В 1902-1903 гг. прошел обучение в Париже под руководством П.Жане. С 1903 г. работал в психиатрической клинике Бурхгельцли в Цюрихе (в 1905-1909 гг. главный врач); здесь в 1904 г. он организовал экспериментальную лабораторию, где разрабатывались методы психиатрической диагностики. В 1905-1913 гг. приват-доцент медицинского факультета Цюрихского университета.

В начале 1900-х гг. известность Юнгу принес разработанный им метод свободных ассоциаций. От испытуемого требовалась быстрая реакция на предъявляемое слово любым другим словом; заторможенность реакции, непонимание слова-раздражителя или его механическое повторение расценивались как «индикатор комплекса», т.е. свидетельство о наличии эмоционально окрашенных представлений. Ассоциативный метод впоследствии стал важнейшим инструментом практического психоанализа, потеснив в этом качестве толкование сновидений, ошибочных действий и т.п. Само понятие «комплекс» получило дальнейшее развитие в теории З.Фрейда.

В 1907 г. в Вене состоялась встреча Юнга с Фрейдом, положившая начало их тесному сотрудничеству. Юнг занял одно из ведущих мест в психоаналитическом движении. В 1909 г. по приглашению Г.С.Холла он совместно с Фрейдом посетил США, где читал лекции в Университете Кларка (Ворчестер, шт. Массачусетс). В 1911 г. избран первым председателем Международного психоаналитического общества; редактор психоаналитического журнала «Jahrbuch».

В 1911 г. проявились серьезные теоретические разногласия Юнга с Фрейдом, особо обострившиеся после выхода в 1912 г. книги Юнга «Метаморфозы и символы либидо», которую Фрейд расценил как измену психоанализу. В 1913 г. произошел личный разрыв Юнга с Фрейдом. Юнг покинул психоаналитическое движение, утвердив собственное направление, которое назвал аналитической психологией.

Центральным пунктом разногласий выступил отказ Юнга от пансексуализма Фрейда. Под либидо Юнг понимал не половое влечение, а психическую энергию вообще. Он рассматривал либидо как некую метафизическую силу, в то же время наполняя это понятие собственно психологическим содержанием: либидо выступает мерой побудительной силы мотива, мотивационной ценности какого-либо предмета для личности.

Юнг исследовал спонтанное появление в сновидениях, галлюцинациях и фантазиях мотивов, аналогичных фольклорным и мифологическим. На этоой основе развил представление о существовании в психике человека помимо индивидуального бессознательного более глубокого слоя – коллективного бессознательного, содержание которого составляют общечеловеческие первообразы – архетипы (образ матери-земли, мудрого старца, героя и др.). Центральная роль, по Юнгу, принадлежит архетипу «самости» (das Selbst) – потенциальному ядру личности, в отличие от Эго как центра сознания. Динамика архетипов лежит в основе мифологии, символики сновидений, художественного творчества. В традиционных культурах равновесие различных уровней психики поддерживается с помощью мифов и обрядовых ритуалов. (Подтверждение этой идеи Юнг стремился найти в собственных эмпирических исследованиях, проводившихся в 1921 г. в Северной Африке, в 1925-1926 гг. в США и др.). В условиях современной цивилизации это равновесие утрачивается; его восстановление – задача аналитической терапии. Согласно Юнгу, становление здоровой личности (самореализация, индивидуация) происходит за счет интеграции содержаний коллективного бессознательного.

Концепция коллективного бессознательного была воспринята в научной среде неоднозначно. Однако характерологическая типология Юнга быстро завоевала признание. В ее основе лежат критерии направленности субъекта на внешний или внутренний мир (экстравертивная или интровертивная установка) и доминирования определенной психической функции (эмоции, мышление, ощущение, интуиция). Развитие этой концепции принадлежит Г.Ю.Айзенку, в чьей интерпретации она получила широкую известность.

Влияние идей Юнга испытали писатели Т.Манн и Г.Гессе, культурологи К.Кереньи и М.Элиаде, физики В.Паули и Э.Шредингер.

В 1948 г. в Цюрихе основан Институт Юнга, в 1958 г. – Международное общество аналитической психологии.
Публикации
  • Психоз и его содержание. - СПб., 1909
  • Избранные труды по аналитической психологии. Т. 1-4. - Цюрих, 1929-39
  • Архетип и символ. - М., 1991
  • Феномен духа в искусстве и науке. - М., 1992
  • Один современный миф. О вещах, наблюдаемых в небе. - М., 1993
  • Проблемы души нашего времени. - М., 1993
  • Аналитическая психология. - СПб., 1994
  • Воспоминания. Сновидения. Размышления. - Киев, 1994
  • Йога и запад. - Киев, 1994
  • Либидо, его метаморфозы и символы. - СПб., 1994
  • О психологии восточных религий и философии. - М., 1994
  • Психология бессознательного. - М., 1994
  • Аналитическая психология. - М., 1995
  • Конфликты детской души. - М., 1995
  • Ответ Иову. - М., 1995
  • Психологические типы. - СПб., 1995
  • Тэвистокские лекции. - Киев, 1995
  • Человек и его символы. - СПб., 1996
  • Дух и жизнь: Сборник. - М., 1996
  • Дух Меркурия. - М., 1996
  • Душа и миф: шесть архетипов. - Киев, 1996
  • Структура психики и процесс индивидуации. - М., 1996
  • Алхимия снов. - СПб., 1997
  • AION: Исследование феноменологии самости. - М., 1997
  • Божественный ребенок. - М., 1997
  • Психология и алхимия. - М., 1997
  • Психология переноса: Статьи. - М. - Киев, 1997
  • Синхронистичность. - М., 1997
  • Mysterium coniunctions. - М. - Киев, 1997