Наша Психология
Задушевное здоровье: задумайся заранее

Вильям Штерн

Stern William (1871 - 27.3.1938). Немецкий психолог и философ. Учился в Берлинском университете у Г.Эббингауза. В 1897-1916 – доцент, экстраординарный профессор университета в Бреслау (ныне Вроцлав, Польша). Основатель Института прикладной психологии в Берлине и «Журнала прикладной психологии» (1906). В 1916-33 зав. Психологической лабораторией в Гамбурге и одновременно издатель «Журнала по педагогической психологии». В 1933 эмигрировал в Нидерланды, затем в США. Профессор Дьюкского университета (1934-38). Автор философской системы критического персонализма. В психологии особую известность получили работы, посвященные психическому развитию ребенка, которое Ш. рассматривал как результат конвергенции (взаимодействия) внутренне обусловленных данных с условиями среды. Темп развития, по Ш., определяется созреванием внутренних структур, на которое мало влияет воспитание и обучение. Соответственно, рассматривал детскую речь как «продукт действующих в самом ребенке задатков и предлагаемых ему извне для подражания раздражителей», игру ребенка – как «инстинктивное самообразование развивающихся задатков, бессознательное предварительное упражнение будущих серьезных функций». Явился одним из основателей дифференциальной психологии, исследовал умственную одаренность. Ввел понятие коэффициента интеллекта, высчитываемого как отношение умственного возраста к хронологическому.
Публикации
  • Психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста. - СПб., 1915
  • Психология раннего детства до шестилетнего возраста. - М., 1922
  • Одаренность детей и подростков и методы ее исследования. - Харьков, 1926