Наша Психология
Разморозь свои чувства правильно

Леон Фестингер

Festinger Leon (1919 – 1989). Американский психолог. Окончил Нью-Йоркский городской колледж (1939). Докторскую диссертацию, выполненную под руководством К. Левина, защитил в 1942 в Университете шт. Айова. В годы II мировой войны (1942-45) служил в Комитете по отбору и обучению летчиков при Рочестерском университете. В 1945 присоединился к Левину для работы в Исследовательском центре групповой динамики при Массачуссетском Технологическом Институте. После смерти Левина в 1947 г. Центр переместился в Мичиганский университет; Ф. последовал туда и занял должность ассистента профессора и руководителя программ центра. Впоследствии работал в университете шт. Миннесота (с 1951), Стэнфордском университете (с 1955), Новой Школе Социальных Исследований в Нью-Йорке (с 1968). Член Американской Академии Наук и Искусств (1959), Национальной Академии Наук США (1972).

Испытав влияние теории поля Левина, Ф. создал теорию когнитивного диссонанса для объяснения ряда социально-психологических феноменов. В своих изысканиях он опирался на принцип равновесия, используя его и при анализе мироощущения человека. Сам он начинает изложение своей теории с такого рассуждения: замечено, что люди стремятся к некоторой согласованности как желаемому внутреннему состоянию. Если возникает противоречие между тем, что человек знает, и тем, что он делает, то это противоречие стремятся как-то объяснить и, скорее всего, представить его как непротиворечие ради того, чтобы вновь достичь состояния внутренней когнитивной согласованности. Далее Ф. предлагает заменить термин “противоречие” на “диссонанс”, а согласованность” на “консонанс”, поскольку эта последняя пара терминов кажется ему более нейтральной, и сформулировать основные положения теории. Она может быть изложена в трех основных пунктах: а) между когнитивными элементами может возникнуть диссонанс; б) существование диссонанса вызывает стремление уменьшить его или воспрепятствовать его росту; в) проявление этого стремления включает: или изменение поведения, или изменение знаний, или осторожное, избирательное отношение к новой информации.

Главный практический вывод, вытекающий из теории Ф., состоит в том, что любой психологический элемент субъекта может быть изменен: подвергая сомнению то, что человек думает о самом себе, можно вызвать изменения в его поведении, а меняя поведение, человек изменяет и мнение о себе. Подвергая себя самоконтролю и самоанализу, работая над самооценкой, человек развивается, растет личностно. В противном случае он отдает свою душевную работу другим, становясь жертвой (или орудием) чужого влияния. Именно об этом говорят результаты великолепно выстроенных экспериментов Ф. и его коллег.

Помимо теории когнитивного диссонанса, известна также выдвинутая Ф. теория социального сравнения, согласно которой человек в большинстве случаев оценивает себя и своё поведение на основе сравнения с другими людьми и их поведением.

Среди наиболее известных учеников Ф. – Э. Аронсон, Ф. Зимбардо и С Шехтер.
Публикации
  • Теория когнитивного диссонанса. - СПб., 2000