Наша Психология
Разморозь свои чувства правильно

Мелани Кляйн

Klein Melanie (1882 - 1960). Психоаналитик, специалист в области психоанализа детского возраста. В отличие от большинства коллег, не получила специального медицинского образования. С психоанализом первоначально познакомилась в 1914 г. в качестве пациентки во время своего пребывания в Будапеште. Рождение третьего ребенка, почти совпавшее по времени со смертью ее матери, вызвало у К. состояние тяжелой подавленности, в связи с чем ей было рекомендовано обратиться к Ш.Ференци, который стал ее первым аналитиком. С З. Фрейдом К. познакомилась в 1918 г. в Будапеште, где основатель психоанализа представлял доклад “Пути психоаналитической терапии” на 5-м Международном психоаналитическом конгрессе. Под впечатлением от этой встречи и знакомства с теорией Фрейда К. приняла решение посвятить себя психоаналитической работе. По совету Ференци она занялась психоанализом с детьми, причем первым ее пациентом выступил собственный ребенок (что представляется крайне некорректным согласно современным представлениям, однако в те времена являлось обыденной практикой - например, собственных дочерей анализировали К. Абрахам и сам З.Фрейд). В 1919 г. К. вступила в Венгерское психоаналитическое общество, представив доклад “О развитии одного ребенка”. В окончательном виде ее взгляды на детский психоанализ сформулированы в книге “Психоанализ детей” (1932).

В 1920 г. К. переехала в Берлин, где продолжала изучать и практиковать психоанализ, развивая собственный оригинальный подход к аналитической работе с детьми. Она работала под покровительством Абрахама, который также выступал ее личным аналитиком в течение полутора лет до самой своей смерти в 1925 г. После смерти Абрахама другим покровителем К. выступил Э .Джонс, чьих детей она лечила с большим успехом. По приглашению Джонса К. переехала в 1926 г. в Великобританию, где до самой смерти продолжала успешно работать в области детского психоанализа, создав собственную научную школу. Оригинальные взгляды К. на ранее развитие отношений, бессознательные фантазии ребенка (как репрезентации влечений), примитивные защитные механизмы, проявления инстинктов жизни и смерти и т.п. вызвали острые дискуссии среди психоаналитиков, в частности - конфликт британской (“кляйнианской”) и венской школы детского психоанализа. К настоящему времени наметилась тенденция к интеграции идей К. с другими направлениями психоаналитической мысли.
Публикации
  • Зависть и благодарность. Исследование бессознательных источников. - СПб., 1997
  • Некоторые теоретические выводы, касающиеся эмоциональной жизни ребенка // Психоанализ в развитии. Сборник переводов. - Екатеринбург, 1999. - С.59-107
  • Развитие одного ребенка // Воспитание детей и психоанализ. Сборник. - М. - Киев, 2000. - С.17-90
  • Развитие в психоанализе. - М., 2001 (соавт.)