Метод семейной системной расстановки по Берту Хеллингеру стал распространяться в России примерно с 1998 года, после участия русских психотерапевтов в первом всемирном конгрессе психотерапевтов в Вене. В России он вызвал жадный интерес – прежде всего у гештальттерапевтов, транзактных аналитиков и у психологов, работающих с семьей.
Своим существенным вкладом Берт Хеллингер, немецкий философ, психотерапевт, богослов, считает понимание того, что в жизненных сценариях человек «переплетен» с персонами из прежних поколений семейной системы и своей судьбой ищет разрешения для их судьбы.
Берт Хеллингер придерживался тех же взглядов, что и гениальный ученый Грегори Бейтсон, который пришел к осмыслению необходимости использования принципов кибернетики для понимания систем отношений, делающих разум больным или, наоборот, способствующих его развитию. В исследовательской группе Бейтсона применили некоторые принципы кибернетики для описания семьи и сфокусировались на коммуникации – обмене сигналами между частями системы. Системные терапевты, в первую очередь, видят, как система принуждает выполнять человека определенную, необходимую ей функцию. Если «системщики» делали акцент на том, «как происходит коммуникация», то для Хеллингера решающий вопрос был «что произошло в истории семьи?». Хеллингер обращает внимание на то, как происходит коммуникация, но как именно – для него вторично, сложившиеся паттерны являются для него следствием каких-то важных переломных событий в семье. Хеллингер сосредоточился на наблюдении того, что рана, нанесенная или пережитая в системе, остается открытой на протяжении поколений – все это время система порождает ее в новых поколениях, как будто ища исцеления.
В семейных расстановках речь всегда идет о месте: кто в семейной системе на чье место пришел, за счет кого создано место, кто создал место для клиента и будет опорой для клиента, чье место он занимает или должен занять, для чего/кого должен стать опорой, чтобы вся система обрела полноту и равновесие. Порядок действий в расстановке семьи по Хеллингеру очень простой: навести порядок на уровне опор. Уместно сравнение со строительством: на фундаменте с дырами дом всегда заваливается, поэтому необходимо установить, что для чего создает место, что на что опирается, найти пустоты, и, если опора была утрачена, восстановить ее. Смысл в том, чтобы дать утраченному человеку место в душе, восстановить с ним связь приятием этого человека, признательностью ему, благодарностью и воздаянием должного уважения. Только целостная система может быть единой и равновесной, в такой системе никому ни с кем не нужно переплетаться, повторения не нужны. Важно, что родители были, а не какие они были. То, какими они были, имеет внутриперсональное значение и образует внутриперсональное измерение человека, палитру его субъективного страдания.
Переплетение происходит следующим образом: входящий в систему семьи новый член в первую очередь идентифицируется с потерянным или исключенным предшествующим членом системы. Новый человек в своей жизни бессознательно поступает так, чтобы сохранять «лояльность» к предку, и своей судьбой старается найти хорошее решение для его судьбы: повторением судьбы исключенного или потерянного члена системы он включает его обратно в систему.
Хеллингер считает, что этот процесс организуется бессознательной групповой совестью: система ищет в новых поколениях заместителей для ушедших. Для архаической бессознательной совести системы нет исключенных или потерянных. Поскольку в рамках существующей для исключенного члена системы решение не было найдено, новый член вынужденно повторяет «плохую» судьбу. Хеллингер показывает, что система заботится о своей полноте, но это может идти во вред отдельному члену системы, а фактически и самой системе иногда.
ФЕНОМЕН ЗАМЕСТИТЕЛЬСТВА
Еще одна существенная черта расстановки по Хеллингеру – работа с заместителями и использование феномена заместительства в своей работе. Люди достаточно точно могут знать и выражать то, что чувствует другой человек и что происходит внутри него. Это связано с деятельностью зеркальных нейронов головного мозга. Новым стало то, что Берт соединил заместительство со сценическим представлением всей своей системы клиентом, что и является расстановкой. В отдельности сценическое представление также существовало и существует в различных методах групповой терапии. Но именно соединение сценического представления с заместительством всей системы позволило увидеть, как устроена семейная система, в которой находится клиент, и кого он для системы замещает.
ДВИЖЕНИЯ ДУШИ
Затем Берт Хеллингер в рамках своего метода наблюдает бессознательную идентификацию с жертвами и преступниками, не принадлежащими родовой системе. Человек находится не только под давлением коллективной и архаической совести рода, но и под каким-то более сильным влиянием, которое даже может противоречить коллективной неосознаваемой совести. Берт назвал воздействие этого влияния «движениями души».
В связи с методом движений души появляются его знаменитые и неожиданные решения для эмигрантов – специально для русских немцев, для некоторых политических конфликтов. Оставаясь последовательным в своем познании, Берт Хеллингер приходит к заключению, что преступники относятся к системе жертв, а жертвы к системе преступников. И есть движение, которое стремится уничтожить различие между ними, между «мы» и «они». Если для работы с коллективной совестью имеют значение правильные порядки и одни решения являются более подходящими, чем другие, то с движениями души Хеллингер попал в зону неизвестного и непредсказуемого.
УВЛЕЧЕННОСТЬ БЕРТОМ
В России после первого семинара Берта Хеллингера в 2001 году началось тотальное увлечение его методом. Принципы и методика работы с семьей при помощи расстановки жадно впитывались опытными психотерапевтами, психологами и новичками. Возникают профессиональные сообщества, филиалы немецкого Internationale Aufstellung Gesellschaft fuer Systemische Loesungen nach Bert Hellinger, которые занялись стандартами качества, обучением и критериями сертификации расстановщиков. Принцип международного сотрудничества Берта был в том, что он приветствовал всех, кто предлагал «системные семейные расстановки по Хеллингеру». Он никогда ни для кого не ограничивал возможности делать расстановки, не учил, он мог только что-то показать человеку, взяв его в качестве заместителя в расстановку. Среди первого поколения расстановщиков, ставших сейчас известными, много его бывших клиентов и участников его групп. Нередко это были люди из других, далеких от психологии профессиональных сфер. В России это движение также в первую очередь распространялось среди психологов и психотерапевтов, затем стало проникать в более далекие от психологии профессиональные группы.
В Германии после 2000 года Хеллингер начал все больше использовать метод движений души, отличавшийся от традиционной семейной расстановки, которую стали называть «классической». В своем докладе 2004 года он сказал, что остаться в рамках классической семейной расстановки – значит остаться стоять на месте или, как он описал свое развитие в 2011 году на семинаре в Бад-Райхенхале, – «остаться ходить по одному и тому же кругу в рамках уютной обжитой долины».
ХЕЛЛИНГЕР И ГИТЛЕР
Берт Хеллингер относится к тем редким людям, стиль жизни которых соответствует их образу мыслей и тому, что они говорят публично. Тема немецкой вины не могла его обойти. Какое-то время он занят поиском своего ответа на вопрос, какое значение имеет лично для него имя Гитлера в истории. Что оно значит для его жизни? У Хеллингера есть определенные причины думать про Гитлера: в том местечке Баварии, где живет Берт, находится одна из бывших маленьких рейхсканцелярий. В Берхтесгартене много туристов, и канцелярия Гитлера – специально организованный туристический маршрут, а сама вилла принадлежит владельцам сети отелей Баварии. В эксплуатации бывшей рейхсканцелярии видно двоякое отношение к Гитлеру. С одной стороны, символ зловещего времени и жуткого нарушения человечности, с другой стороны, туризм, проведение семинаров и встреч менеджеров сети, аренда помещений для бизнес-встреч и для проживания желающих. Туристов, очевидно, притягивает уровень коллективной совести и странное безразличие – просто бизнес, лишенный впечатлительности, изолированность, красота и удобство виллы. Когда Хеллингер ушел от жены, в его местности не нашлось подходящего для его потребностей благоустроенного дома, где бы он мог спокойно жить, пока строился новый дом. Проживание в гостинице, из-за потока туристов и сезонности работы, для него было неприемлемо. Аренда жилых помещений маленькой рейхсканцелярии, стоящей уединенно в горах, была единственно верным решением. Часть других помещений также была арендована, но Хеллингер был первым, кто въехал туда осознанно. Тем самым он ответил себе на свой же вопрос: «Что это значит для меня персонально, если я живу в пространстве, в котором Гитлер работал?»
Происходившее на немецкой, а потом и на российской расстановочной сцене, пока Берт Хеллингер занимался «движениями души», демонстрирует, что такое коллективная совесть и как она функционирует. Она задает определенный канон мышления, ей не нужно размышление, не нужна полная информация, детали и факты вырываются из контекста – все только для того, чтобы вместе с определенным лицом исключить возможность думать иначе, исключить для членов системы возможность уйти. В этот период Аристом фон Шлиппе (председатель Системного общества в Берлине) было опубликовано открытое письмо, адресованное не только Хеллингеру, но и коллегам по системной терапии. В нем фон Шлиппе приводит цитаты из книги Берта, которые настолько вырваны из контекста, что полностью утрачивают всякий смысл. Письмо не позволяет акцентировать внимание на новом, а заставляет сразу ставить барьер между собой и мышлением Хеллингера. Были и другие аналогичные выступления – все это создавало Берту плохую репутацию и плохую репутацию тому новому, что он делает.
НАСТОЯЩИЙ МОМЕНТ. ДВИЖЕНИЕ ДУХА
Изданием своей книги «Порядки помощи» в 2004 году Хеллингер закончил развитие «классической» расстановки. К этому времени приобрела окончательную форму и новая семейная расстановка. В 2005 году в книге «Истина в движении» Берт сформулировал философское основание своего нового способа работы, которое он описывает как «движение духа».
Отказ от Хеллингера привел к спокойствию в расстановочном движении в Германии. Поскольку расстановки по Хеллингеру стали менее популярны, многие терапевты вернулись к привычной практике. Но Берт по-прежнему собирает достаточно большую аудиторию в Германии и других странах. Состоит она уже в основном не из специалистов – психотерапевтов и их клиентов, а из людей, ищущих духовных ответов. Для них он все тот же живой мудрец, человек, выбравший путь знания и встретивший на этом пути четырех врагов: страх, ясность, силу (власть), стремление к покою. Главное было знать, как с ними обращаться, – и он знал.