(Э. Саммерс).
Так сейчас пишут о Мэрилин Монро, чье имя, выражаясь современным языком, превратилось в популярный бренд. Знакомство с биографией самой знаменитой актрисы кинематографа второй половины ХХ века подтверждает, что за блестящей оболочкой скрывалась исковерканная жизнь Нормы Джин Бейкер Мортенсон (1926 — 1962).
Известно, что каждый кузнец своего счастья, но при этом мы часто недооцениваем роль наследственного фактора. Дед Нормы страдал душевной болезнью и повесился. Бабушка умерла в доме для душевнобольных. Мать кинозвезды была «тяжелой истеричкой», которая на протяжении почти всей жизни дочери находилась в психиатрических больницах. Отца характеризуют как «разбившегося на мотоцикле норвежского авантюриста», которого дочка и в глаза не видела.
С двухнедельного возраста девочка переходит из одной семьи приемных родителей в другую, где «чужие «папы», пользуясь полной беззащитностью крошки, позволяли себе тайно удовлетворять извращенную похоть. Она не запомнит точно, когда ее изнасиловали в первый раз — в 6, 9 или 11 лет» (Ю. Козлова, 1997, с. 10). Некоторые биографы считают, что это очередная «бьющая на жалость» фантазия актрисы.
Норма Бейкер, еще не успев превратиться в Мэрилин Монро, уже представляла типичный образец «повзрослевшей нимфетки». Кто только не домогался беззащитной девушки! Она же постоянно разочаровывалась в своих возлюбленных. Недаром через год после заключения первого брака, который произошел в 16-летнем возрасте, Мэрилин пыталась покончить с собой. Позже она неустанно искала «мужчину-отца», способного составить ей пару. Он должен был стремиться только к одному — развлекать и любить свою женушку. Но такого она не нашла, что, впрочем, не удивительно. Стать матерью после многочисленных абортов Мэрилин тоже не смогла. Бесконечные капризы, неуверенность в себе и младенческая потребность в постоянном внимании и заботе сделали ее несносной как в глазах работодателей, так и мужчин, к которым она постоянно тянулась.
«Ее любили. Но не те. И не так» (М. Леско, 2006, с. 59).
Одной из фобий Мэрилин был вполне понятный, если вспомнить ее наследственность, страх сойти с ума. Крайнюю ранимость актрисы отмечали все: она могла зарыдать, увидев на обочине мертвую собаку. Об эксцентричности поведения и говорить нечего. Широко известна ее склонность к эксгибиционизму: она могла раздеться перед любой аудиторией и не любила носить нижнее белье. Хуже всего — красавица Мэрилин, у которой «секс был написан на лице», была фригидна, в чем признавалась и она сама, и многие ее мужчины.
Детство и юность Мэрилин оказались благоприятной почвой для формирования «пограничного состояния» психики. До девятнадцатилетнего возраста она уже дважды пыталась покончить с собой: сначала травилась газом, потом наглоталась снотворного. У нее наверняка было гораздо больше суицидальных попыток, чем известно официально. Со временем Монро чрезмерно увлеклась медикаментозными средствами, и не только снотворными пилюлями, но и наркотиками, которые прочно вошли в ее жизнь в 1953 году.
С 1954 года Мэрилин жила в окружении полного хаоса: из многочисленных чемоданов и шкафов торчала одежда, по комнатам валялись разбросанные косметические и туалетные принадлежности. Она часто звонила глубокой ночью знакомым, так как боялась почувствовать себя в одиночестве. Любовь к животным доходила у нее до такого абсурда, что пришлось обращаться к психиатрам. Во время очередной госпитализации «Мэрилин посадили в камеру с решеткой, конфисковали личные вещи, лишили связи с окружающим миром». Подобная терапия только усугубила то депрессивное состояние, в котором она находилась практически всю жизнь. Мировая кинозвезда «билась головой о закрытые двери, выла, как раненое животное. После того как Мэрилин попыталась выпрыгнуть из окна камеры, раздевшись догола, на нее надели смирительную рубашку» (Ю. Козлова, 1997, с. 10). В 1956 году во время работы над фильмом «Автобусная остановка» рядом с ней постоянно присутствовал ее личный психиатр, чтобы наблюдать за актрисой на съемочной площадке. И как пишут критики, «из капризов и страданий получился отличный фильм с превосходной игрой» (Э. Саммерс, 1997, с. 266).
В 1960 году во время съемок фильма «Неприкаянные» Мэрилин за день принимала до двадцати таблеток снотворного, которые запивала водкой или шампанским. Часто гример накладывал ей макияж, когда актриса еще пребывала в забытьи от принятой дозы и лежала в постели. После премьеры фильма актриса снова оказалась в том учреждении, где закончила жизнь ее мать. Безрезультатно провалявшись месяц в психиатрической клинике и не вернув интереса к жизни, она вновь погрузилась в свое одиночество и бессонницу.
В начале 1961 года состояние Мэрилин резко ухудшилось. Развившаяся зависимость от снотворных и наркотических средств уже не представляла ни для кого секрета. Психиатры, длительно и малоуспешно лечившие ее от депрессии и раздражительности, отмечали у актрисы также «симптомы паранойи» и «признаки шизофрении». Знаменитый английский актер Лоуренс Оливье открыто называл ее шизофреничкой. Дочь Зигмунда Фрейда — Анна Фрейд, известный психолог и психоаналитик — при проведении психоанализа Мэрилин Монро установила ей диагноз: «истерический и депрессивный склад личности» (С.С. Степанов, 2001, с. 98).
В отношении смерти Монро до сих пор публикуются самые противоречивые версии. Никто не отрицает наличия ряда странных факторов и обстоятельств, которые придают таинственность ее трагической гибели. Высказываются три версии: самоубийство в состоянии тяжелой депрессии, несчастный случай (передозировка лекарств) и убийство. «В самом деле, Мэрилин приняла большое количество снотворного (около 40 таблеток), следы которого обнаружили в крови, однако в желудке их не нашли, как и желатина, который содержался в оболочке капсул» (Х. Каразек, 1982, с. 34).
Именно в это время Мэрилин переживала нелегкие перипетии любовных отношений с братьями Кеннеди, достигшими к этому времени своих политических высот. У нее были все основания считать, что и младший брат, Роберт, покинет ее навсегда. Что же в действительности произошло в тот вечер 4 августа 1962 года, сейчас узнать практически невозможно. Но нельзя не упомянуть, что Мэрилин нашли мертвой за день до объявленной ей пресс-конференции, на которой она намеревалась обнародовать свои разговоры с сенатором Робертом Кеннеди.
Часть биографов склоняются к мнению, что версия убийства актрисы лишена основания. Для этого достаточно ознакомиться с мнениями многочисленных психиатров, лечивших ее, почитать воспоминания друзей и мужей «великой блондинки». Странным покажется лишь тот факт, что Мэрилин Монро смогла с такими нарушениями психики дожить до тридцати шести лет! В это время актриса пребывала в тягостной депрессии: завесила окна черными гардинами, перестала мыться и расчесывать волосы. Депрессию сопровождала мучительная бессонница. Психиатры знают, что повторные суицидальные попытки рано или поздно заканчиваются самоубийством. Поэтому, по существу, не важна непосредственная причина смерти кинозвезды; в любом случае в таком «режиме» и такие личности долго не живут.
Без тяжело отягощенной наследственности и развившихся на этой почве психических расстройств Норма Бейкер вряд ли бы стала той Мэрилин Монро, которая до сих пор имеет многочисленных поклонников во всем мире. Как алкоголизм некоторые авторы считают «профессиональной болезнью» писателей, так с еще большим основанием можно предположить, что истерическое расстройство личности является «профессиональной болезнью» многих талантливых актрис и актеров. Мэрилин Монро — один из многочисленных примеров, подтверждающих эту мало кем оспариваемую гипотезу.
Американская звезда демонстрирует классическую картину истерической структуры личности, сопровождаемую капризностью, эмоциональной лабильностью (1), театральностью поведения и нарушением влечений. Патология влечения часто выражается в лекарственной и наркотической зависимости. Возможно, последняя носила скрытый суицидальный характер и была выражением психопатических декомпенсаций. Попытки лечения антидепрессантами именно по этой причине оказывались безрезультатными (не то лечили!). Как это ни покажется странным на первый взгляд читателю или педагогу-психологу, но патологическая личность Монро имела свою творческую грань. Во многом благодаря особенностям истерической структуры личности Мэрилин Монро и стала той суперзвездой, тем секс-символом, который в течение уже нескольких десятилетий продолжает оставаться определенным эстетическим эталоном.