Иван Сергеевич Тургенев (1818–1883) – русский писатель, оказавший существенное влияние на развитие мировой литературы. В чем тайна творчества этого великого писателя? Имеют ли отношение к его творчеству особенности личности Тургенева?
Отец писателя по своим нравственным качествам не мог служить примером сыновьям. Считают, что он «лишился рассудка и умер» (Петинова Е. Ф., 1995). Немаловажный факт – сын не любил вспоминать о нем.
Мать страдала «психопатией аффект-эпилептического типа» (Плессо Г. И., 1928). Писатель вспоминал ее как «взбалмошную, дикую, бессердечную и жестокую женщину, которую он никогда не любил и которая его тоже презирала. Она часто секла сына и настолько жестоко обходилась с ним, что он даже ребенком пробовал бежать» (Сегалин Г. В., 1925). Можно привести еще один штрих ее личности: она осматривала свое богатое имение, в котором жили 5000 крепостных, в «носилках со стеклами (от заразы!)» и «после зверской порки на конюшне» заставила дворню говорить на французском языке (Молева Н. М., 2008).
Тургенев учился в Москве на словесном факультете университета, затем на философском факультете Петербургского университета. В 20-летнем возрасте обучался в Берлинском университете и много занимался самообразованием. Начал свою литературную деятельность, как многие писатели, с поэзии.
Нашей задачей является не обзор творчества Тургенева, а знакомство с его личностными характеристиками и их возможным влиянием на творческий процесс.
Особенности личности знаменитого писателя
Воспоминания Ги де Мопассана: «Доводя свою скромность почти до смирения, он не желал, чтобы о нем писали в газетах, и не раз бывало, что статьи, в которых его восхваляли, воспринимались им как оскорбление… И он в самом деле был невероятно наивен, этот гениальный романист, изъездивший весь свет, знавший всех великих людей своего века, прочитавший все, что только в силах прочитать человек, и говоривший на всех языках Европы так же свободно, как на своем родном» (Мопассан Г. де, 1983).
Тургенев часто объявлял, что он «очень болен», и всегда воображал в себе какие-то необычные ощущения: то у него внутри головы что-то «сдирается», то «какие-то вилки выталкивают ему глаза». Малейшее нездоровье повергало его в отчаяние. При этом жизнь писатель вел умеренную и не был любителем ни вина, ни карт. А ипохондрия его доходила до такой степени, что во время питерской холеры он от одного воображения заболел так, что пережил все клинические признаки этой болезни (Никитин М. А., 1973). Испытывал Тургенев и обонятельные галлюцинации, о которых рассказывал писателю Эдмону Гонкуру.
Воспоминания историка литературы и современника писателя Павла Анненкова: «До получения наследства в 1850 г. он пробавлялся участием в обычной жизни богатых друзей своих займами в счет будущих благ, забиранием денег у редактора под ненаписанные еще произведения – словом, вел жизнь богемы знатного происхождения, аристократического нищенства» (Анненков П. В., 1983).
Писатель Серебряного века Борис Зайцев считал, что «среди тургеневских червоточин была одна, очень его мучившая, – он заметил ее за собою еще в детстве: неполная правдивость. Живое ли воображение, желание ли “блеснуть”, “выказаться”, текучесть ли и переменчивость самой натуры, но он иногда бывал лжив. Это отдаляло от него многих… создавало впечатление позера и человека, на которого нельзя положиться (на него и действительно нельзя было положиться!)» (Зайцев Б. К., 1991).
Современные психиатры констатируют: «По типу своей личности близок к псевдологам-фантастам» (Lange-Eichbaum W., Kurth W., 1967), «истерические черты личности» (Kotsovsky D., 1959).
«Бурная сексуальная жизнь дала свои плоды»
О физической ущербности Тургенева, высокого и очень сильного мужчины, свидетельствуют следующие данные. «“У меня кости черепа так тонки (говорит Тургенев), что если кто из товарищей хлопнет по голове – мне делалось дурно”. После, будучи взрослым, он говорил Полонскому: “Дотронься до моего темени – у меня до сих пор не срослись кости черепа”». После смерти было подтверждено, что «кости черепа… при нажиме гнулись под пальцами, как тонкая пластинка» (Сегалин Г. В., 1926). Тургенев с рождения отличался непропорционально большой головой (гидроцефалия?): вес его мозга равнялся 2 012 граммам, что на 600 граммов больше веса среднего человека.
Начиная с 1874–1875 годов современники писателя в последующих воспоминаниях описывали различные его недомогания, «особенно те, где речь идет о каком-то урогенитальном заболевании, требующем каутеризации и бужирования мочеиспускательного канала. Видимо, бурная и не очень разборчивая сексуальная жизнь писателя дала свои плоды» (Гиндин В.П., 2005).
Можно предположить заражение писателя сифилисом, весьма распространенным в то время. В этом случае проще объяснить его заболевание головного мозга, протекавшее с психотическими расстройствами в последнее десятилетие жизни, которое могло быть вызвано нейросифилисом. В эти же годы Тургенев лечился у знаменитого французского психиатра и невролога Жана Мартена Шарко.
«Любовь – вовсе не чувство, а болезнь»
Тургенев отрицательно относился к браку. «Был момент в его жизни, когда женитьба могла бы состояться. Речь идет о Татьяне Бакуниной, сестре знаменитого теоретика анархизма» (Волкогонова О. Д., 2013). Но, думая о своих отношениях с певицей Полиной Виардо, Тургенев констатировал (1855 год): «Любовь даже вовсе не чувство. Она – болезнь, известное состояние души и тела…»
Писатель Дмитрий Мережковский считал, что в связи с таким мироощущением «у него, который, можно сказать, всю жизнь только и делал, что мучился над вопросом пола, поразительное отсутствие вопроса о деторождении, о материнстве. Тургеневские женщины и девушки как будто не могут родить» (Мережковский Д. С., 2007). Впрочем, у Тургенева была связь с «белошвейкой» Авдотьей Ивановой, приведшая к рождению дочери, которая жила в семье Полины Виардо.
И. С. Тургенев умирал от опухоли спинного мозга, которая разрушила три позвонка. Он испытывал сильные боли и понимал всю безнадежность своего состояния. Физические мучения осложнились психическими расстройствами: «смутными представлениями о преследовании, страстным враждебным отношением ко всем окружающим его лицам, систематическим недоверием к своим самым преданным друзьям. Время от времени у больного являются помыслы о самоубийстве и даже человекоубийстве».
В мае 1883 года Тургенев поведал доктору о своем убеждении, «что причина его болезни в том, что он отравлен, рассказывал длинную, весьма фантастическую и нелепую до крайностей историю отравления и на все доводы и возражения твердил: “Поверьте, это так, я уж знаю”» (Вольфсон Б. Я., 1927). Дочь Полины Виардо предполагала, что постоянное употребление морфия – а чем еще могли в то время уменьшать болевые ощущения? – отразилось на его психике.
По другим данным Тургенев умер от рака легких, так как последние 20 лет жизни у него отмечалось кровохарканье, о чем писатель сообщал в письмах Афанасию Фету.
Особенности творческого процесса
Особенности творческого процесса Тургенева изобилуют любопытными психологическими и психопатологическими чертами.
Так, «работая над своим произведением, настолько вживался в образ своего героя, что ежедневно вел от его лица дневник, например от лица Базарова» (Иванюк Т. И., 2006). Тургенев признавался: «Когда я писал заключительные строки “Отцов и детей”, я принужден был отклонять голову, чтобы слезы не капали на рукопись».
Свидетельства, относящиеся ко времени его нахождения в Бадене: «брался за перо почти всегда под влиянием внутренней потребности, независимо от его воли… Образы, вызываемые личными воспоминаниями, картины, сохранившиеся в его памяти, возникали в его фантазии неизвестно почему и откуда и все более осаждали его и заставляли его рисовать, какими они ему представляются, и записывать, что они говорят ему и между собой. Часто слышал я, как он во время этих рабочих часов, под влиянием непреодолимой потребности, запирался в своей комнате и, подобно льву в клетке, шагал и стонал там» (Грузенберг С. О., 1923).
В середине шестидесятых годов XIX века у Тургенева возник интерес к таинственным явлениям человеческой психики, следствием чего явились его «странные повести». Что-то толкало писателя к тайнам безумия. Не свой ли собственный опыт психопатологических переживаний? В 1863–1864 годах Тургенев перенес онейроидный синдром (сновидное помрачение сознания), ярко описанный им в рассказе «Призраки». Такой тип галлюцинаторного расстройства характерен для органического поражения головного мозга. В «Рассказе отца Алексея» Тургенев с клинической точностью описал классическое развитие прогредиентной шизофрении. С середины семидесятых годов у писателя периодически возникали приступы галлюцинаторных (зрительных и слуховых) расстройств.
У нас есть все основания предположить развитие у писателя органического процесса в головном мозге (опухоль мозга или нейросифилис?), который обострился в последние десятилетия жизни.
Интересно отношение этого лирического писателя к любви. Поэт и писатель Даниил Андреев пишет: «То ли вследствие своеобразной, ущербной личной судьбы… Тургенев более, чем кто-либо из писателей его поколения, понимал и любил любовь только в ее начальной поре: он – гениальный поэт “первых свиданий” и “первых объяснений”. Дальнейший ход событий ведет каждый раз к катастрофе, причем совершается эта катастрофа еще до того, как судьбы любящих соединились» (Андреев Д. Л., 1992). Можно предположить, что личный жизненный опыт Тургенева не давал ему материала для иного развития романтической истории.
Предполагаемый диагноз
Мозаичный склад личности. Стержневым синдромом является депрессия с ипохондрическими и фобическими переживаниями. Наблюдаются также истероидные черты – склонность к псевдологии, демонстративность и кокетливость, проявляющиеся в дамском обществе. Галлюцинаторная симптоматика в результате поражения головного мозга (нейросифилис?) нашла отражение и в других его произведениях: «Довольно», «Собака», «Стук… Стук… Стук!», «Сон» и прочих.
Источники:
- Андреев Д. Л. Роза Мира. М. : Иной Мир, 1992.
- Анненков П. В. Молодость И. С. Тургенева // И. С. Тургенев в воспоминаниях современников. В 2 т. Т. 1. М. : Художественная литература, 1983. С. 82–103.
- Волкогонова О. Д. Константин Леонтьев. М. : Молодая гвардия, 2013.
- Вольфсон Б. Я. О нервно-психической болезни Тургенева (перед смертью) // Клинический архив гениальности и одаренности (эвропатологии). 1927. Вып. 2. Т. 3. С. 167–174.
- Гиндин В. П. Психопатология в русской литературе. М. : ПЕР СЭ, 2005.
- Грузенберг С. О. Психология творчества. Введение в психологию и теорию творчества. Т. 1. Минск : Белтрестпечать, 1923.
- Зайцев Б. К. Далекое. М. : Советский писатель, 1991.
- Иванюк Т. И. Творчество и личность. М. : ТОР, 2006.
- Мережковский Д. С. Вечные спутники. Портреты из всемирной литературы. СПб. : Наука, 2007.
- Молева Н. М. Тургенев без Виардо, или Три надежды на любовь. М. : АСТ ; КРПА Олимп, 2008.
- Мопассан Г. де. Иван Тургенев // И. С. Тургенев в воспоминаниях современников. В 2 т. Т. 2. М. : Художественная литература, 1983. С. 258–261.
- Никитин М. А. Здесь жил Достоевский. М. : Современник, 1973.
- Петинова Е. Ф. Знаменитые россияне XVIII–XIX веков. Биографии и портреты. По изданию великого князя Николая Михайловича «Русские портреты XVIII и XIX столетий». СПб. : Лениздат, 1995.
- Плессо Г. И. К вопросу о патогенезе личности И. С. Тургенева // Клинический архив гениальности и одаренности (эвропатологии). 1928. Вып. 4. Т. 4. С. 54–68.
- Сегалин Г. В. Патогенез и биогенез великих и замечательных людей // Клинический архив гениальности и одаренности (эвропатологии). 1925. Вып. 1. Т. 1. С. 24–90.
- Сегалин Г. В. К патологии детского возраста великих людей // Клинический архив гениальности и одаренности (эвропатологии). Вып. 2. Т. 2. 1926. С. 83–94.
- Kotsovsky D. Tragödie des Genius. Genialität, Altern, Tod. München, 1959.
- Lange-Eichbaum W., Kurth W. Genie, Irrsinn und Ruhm. Genie-Mythus und Pathographie des Genies. 6. Aufl. München-Basel : Reinhardt, 1967.