Это самый простой вид интервью. Это даже и не интервью вовсе, а так, обычный телефонный разговор. Однако кадровая наука все-таки выделяет его в отдельный вид. С чего бы это?
Очевидно, по причине высокой эффективности – после телефонного интервью отсеивается до половины всех соискателей.
При этом на телефонном интервью ничего особенного не происходит. Вам просто позвонили, и вы просто поговорили с кадровиком. Вроде ничего серьезного не обсуждали. Кадровик обещал перезвонить и не звонит. Ваша кандидатура отвергнута.
Но это вы просто говорили, а кадровик в это время расставлял плюсы и минусы в своей табличке. Однако решение, важное для вас, принято, и принято с вашим минимальным участием.
Вам кажется, что это нечестно? «Кадровик приготовился, у него все вопросы записаны, а я ужинал и не был готов к этой процедуре». (Вариант: «я сидел в кабинете начальника и не мог нормально отвечать».)
Нечестно? Нет, так вопрос ставить нельзя! Это его работа. У него нет возможности беседовать с десятками и сотнями кандидатов, приславших резюме, он должен сделать что-то, чтобы проредить их ряды.
КАДРОВАЯ КУХНЯ
Кандидатов на появившуюся вакансию ищут двумя способами: или публикуют объявление и изучают поступившие резюме, или отбирают предпочтительные кандидатуры в базах данных кадровых сайтов. В любом случае первоначальный список обычно состоит из нескольких десятков. Пригласить в офис и побеседовать лично реально только с пятью-шестью кандидатами. То есть кадровику предстоит произвести отсев в пропорции приблизительно десять к одному.
Вот кадровик говорит: «Здравствуйте, меня зовут Маша, я из компании “АБВ”, я получила ваше резюме и хотела бы задать несколько вопросов». А вы в ответ: «А? Из какой компании? “АБ…” как? И чего, какая там у вас вакансия?» Длительность дальнейшего разговора зависит только от вежливости Маши. Некультурная Маша сразу повесит трубку. Воспитанная Маша задаст пару вопросов и попрощается. Навсегда.
А все потому, что вы плюнули в самый центр кадровиковой души! Вы заявили в грубой форме, что вас не интересует эта единственная и неповторимая компания с ее вакансией, с ее Машей и всем отделом кадров, вам просто нужно устроиться на работу.
То, что это правда, никакого значения не имеет. Компании хотят лояльных сотрудников, а вы с самого начала проявляете безразличие!
Вы можете возразить: «Да, я на самом деле послал резюме в сотню компаний и кадровых агентств. Что в этом плохого? Потом, когда я начну работать, я буду самым лояльным сотрудником в мире! А пока – извините».
И вы пока извините… На всех этапах подбора персонала, и особенно на начальных, все кадровики руководствуются одним железным принципом: все сомнения решаются в пользу компании.
Вам этот принцип кажется неправильным? У вас есть примеры, опровергающие его? Очень хорошо! Обсудите это с кадровиком. Когда он вас примет на работу, но не раньше. А сейчас просто примите к сведению.
Вообще, набрать сто баллов из ста возможных в телефонном интервью очень просто. Кадровик звонит вам, чтобы узнать:
1. Вы действительно существуете?
2. Вы действительно ищете работу?
3. Вы все правильно поняли в опубликованной вакансии?
Как вы понимаете, идеальные ответы для него на все вопросы – «да». Вот и отвечайте: «Да!»
«Вас заинтересовала наша вакансия?» – «Да!» – «Предложенная зарплата вас устраивает?» – «Да!» – «У вас есть опыт этой работы?» – «Да!» – «Вы можете быстро уволиться и начать работать у нас?» – «Да!»
Иногда, правда, можно говорить и «нет».
«Вас не пугает большой объем работы?» – «Нет!» – «Вам не сложно будет осваивать новый участок работы?» – «Нет!» – «Дорога до работы у вас будет занимать больше часа. Это не очень много?» – «Нет!»
Свои вопросы задавать не рекомендуется: кадровику не очень хочется тратить свое время на непонятно кого – ведь еще большой вопрос, возьмут вас на работу или нет.
А если из текста вакансии вы ничего не поняли о своих будущих обязанностях и вообще о компании? Тоже ничего не спрашивать? По-хорошему в такие компании резюме вообще посылать не надо. Но если уж так случилось, то, конечно, спросите. Если в ответ услышите: «Вот придете к нам и все узнаете», прекращайте немедленно это телефонное интервью. Очень велики шансы попасть на собрание несчастных, которых будут убеждать что-нибудь купить по льготной цене, потом продать и страшно обогатиться.
СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА КАНДИДАТА
Когда в резюме вы пишете свой домашний телефон, то помните о том, что ваши домашние тоже могут быть использованы кадровиками.
У них не так много возможностей получить о кандидате объективную информацию – все прекрасно понимают, что резюме приукрашены, а кандидаты в меру своих способностей пытаются давать «социально желаемые ответы». А вот словам родственников кандидата даже самые подозрительные кадровики верят безоговорочно. Считается, что предусмотрительность соискателя не может дойти до такой степени, чтобы инструктировать своих близких.
Собственно, никакого инструктажа и не требуется. Нужно только предупредить домашних, что вы занялись поисками работы и вам могут звонить посторонние люди. В этом случае нужно или позвать вас к телефону (если вы дома), или попросить перезвонить попозже, или записать информацию для вас (если вас нет). Не надо обсуждать с кадровиками ничего. Из самых благих побуждений можно сказать что-то очень правильное, но совершенно не совпадающее с тем имиджем, который соискатель старательно создает.
Например, заботливая мама на просьбу кадровика перезвонить не удержится от комментариев: «Да-да, конечно. Он обязательно вам перезвонит. Знаете, он такой хороший специалист, а уже третий месяц ничего себе не может найти. Вы уж, милочка, постарайтесь, подберите ему что-нибудь хорошее».
Или любящая жена расскажет, что сейчас у вас такой плохой начальник, что заставляет каждый день задерживаться на работе по 30–40 минут, что вас совершенно не устраивает.
Еще кадровики из разговора по домашнему телефону могут вычислить то, что они называют «социальной средой кандидата».
«Положительная среда» – это когда по телефону говорят культурно и вежливо («Добрый вечер, к сожалению, его сейчас нет, обязательно передам, наверное, лучше с ним обсудить, большое спасибо, до свидания»).
«Негативная среда» – это когда по телефону отвечают нетрезвые люди, говорят противным голосом, хамят и грубят («Нет его! А он нам не докладывается! Где-то шляется! Откуда я знаю!») и бросают трубку без предупреждения.
Если вашу «социальную среду» по телефонному разговору кадровик определит как «негативную», он вам больше не позвонит.
РАБОТА, НЕ ПЕРЕЙДИ НА ФЕДОТА
Если бы вы имели достаточное количество денег, вы бы бросили свое нынешнее место работы?
46 % – «бросил»
49 % – «не бросил»
4 % – «затрудняюсь ответить»
ФОМ выяснил, что является самым важным в работе для жителей страны. На первом месте – деньги. Независимость, одобрение окружающих и возможность учиться – все это не слишком интересует россиян. Второе место среди приоритетов занимает надежность работы. Еще две популярные ценности – удобный график и хороший коллектив. Ради этих удобств россияне готовы терпеть очень многое. Возможность самореализации и приобретения нового опыта находятся в конце списка.
ОТСЕВ
В некоторых книжках телефонное интервью называют «отсеивающим», и это очень правильное название. Но надо понимать, что отсев может происходить в обе стороны.
Если вас сразу спрашивают, сколько вам лет, не собираетесь ли вы беременеть в ближайшие три года или что-нибудь еще в этом духе, сразу поставьте крест на такой компании и на ее Маше.
Если же вы оставили свое резюме где-нибудь на кадровом сайте, то вам могут звонить из компаний, куда вы не обращались. В этом случае кадровик с самого начала должен сам назвать свою компанию и рассказать об открытой вакансии, любая таинственность будет очень странной.
Но есть одно исключение их этого правила. Если вам звонит рекрутер из кадрового агентства, то будет очень нетактично с вашей стороны выпытывать у него название компании. Все равно он никогда не скажет. Причина самая прозаическая – рекрутеры больше всего на свете боятся, что кандидат сам обратится в эту компанию и лишит их заслуженных комиссионных. «Известная фармацевтическая компания» или «крупная телекоммуникационная компания» – так они обычно называют своих клиентов.
Это единственный вид интервью, о результатах которого соискатель узнает немедленно. Если вас приглсили на личную встречу, значит вы успешно прошли телефонное собеседование. Если не пригласили – кадровик счел вас неперспективным кандидатом. Не обольщайтесь обещаниями внести вас в мифические базы данных и фантастические вакансии в будущем – это всего лишь принятые у кадровиков формы вежливого отказа. Сразу забудьте эту вакансию. И не расстраивайтесь, конечно. Вакансий на ваш век хватит!
ВРЕМЯ И МЕСТО
Когда же вас приглашают на собеседование, будьте внимательны – чтобы ничего не перепутать, лучше сразу записывайте время и место встречи, как проехать и как найти офис (последнее особенно актуально для кадровых агентств, которые, как правило, не шикуют и располагаются в самых труднодоступных местах). Согласитесь, инструкции типа «войти в арку, через двор по диагонали, третий подъезд слева, подняться на третий этаж, около огнетушителя спуститься вниз и постучаться в железную дверь без вывески» лучше иметь при себе в письменном виде. Имя и фамилию кадровика нужно не только записать, но еще и хорошо запомнить. Поверьте, кадровиков нечасто балуют персональным обращением, так что у вас есть все шансы с самого начала произвести хорошее впечатление. И наоборот, лихорадочно шарить по карманам и бормотать «Мне к этому, как его, минуточку…» в самом начале знакомства с кадровиком не очень хорошо.
Теперь, когда про телефонное интервью вы знаете все, вам остается только создать комфортные условия для его проведения.
Если в вашем резюме в качестве контактного указан мобильный телефон, то будьте готовы к тому, что звонок кадровика может застать вас в любой ситуации: на служебном совещании, дружеской вечеринке или в какое-нибудь другое неподходящее время. Ничего страшного не будет, если в этих случаях вы вежливо попросите перезвонить попозже. Но большинство кадровиков предпочитают звонить соискателям по домашним телефонам (потому что дешевле) и с 20 до 22 часов (потому что больше всего шансов застать). Очевидно, что и для вас это тоже удобное время, поэтому напишите в резюме не только мобильный, но и домашний телефон. Тогда вы будете давать интервью по месту жительства, на диване и в домашних тапочках.
А как это делать, вы уже знаете.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
АЛЛО, ВЫ ИЩЕТЕ ТАЛАНТЫ?
В статье очень верно подмечены все подводные камни телефонного интервью, так что, если вы ищете работу, непременно возьмите на вооружение советы автора. Разумеется, это не все нюансы, которые необходимо учитывать соискателям. Очень важно правильно составить резюме. Старайтесь избегать штампов, пишите своими словами, используйте живой язык, а не затертые до дыр канцеляризмы. Поверьте, «охотники за головами» уже устали читать о «креативных, ответственных, легко обучаемых и коммуникабельных» сотрудниках. И помните, что не только близкие являются своего рода зеркалом соискателя, но даже его виртуальные друзья. Не удивляйтесь: сейчас все больше кадровиков просматривают профили кандидатов в социальных сетях. Поэтому в последнее время у обитателей сети появилась тенденция заводить сразу два профиля: один – «для личного пользования», другой – для потенциальных работодателей. Однако рано или поздно все тайное становится явным.
психолог