Образ ревнивца можно считать архетипическим, так как он встречается уже в древнегреческой мифологии. Ревность – нормальное для любящего человека чувство и не относится к психическим расстройствам. Но только до тех пор, пока это чувство не выходит за социально приемлемые рамки.
Шекспир награждает Отелло такими чертами личности, которые плохо сочетаются с его профессией успешного военачальника и полководца. Простодушие, инфантильная доверчивость, неумение разбираться в людях никак не согласуются с образом такого персонажа. Возможно, тем самым Шекспир хотел подчеркнуть всесильность ревности, достигшей патологического уровня?
Развитие этого чувства очень хорошо, практически по стадиям, расписана Шекспиром. Может быть, и самому автору приходилось его испытывать… Сначала отношение Отелло к клевете на Дездемону носит вполне рациональный характер:
Нет, Яго, я сначала посмотрю,
Увижу что-нибудь, еще проверю,
А выясню, до ревности ли тут?
Но вскоре усилившаяся наветами подозрительность требует уже более детального подтверждения или опровержения. И за супругой устанавливается слежка:
Вели жене следить за Дездемоной.
Появляются размышления, носящие депрессивный характер с чувством самоумаления и неуверенностью, что такая красавица могла его полюбить:
Зачем женился я?..
Я черен, вот причина. Языком
Узоров не плету, как эти франты.
Я постарел.
Злоумышленник Яго лучше понимает психологию наивного Отелло, оказываясь в результате умнее своего начальника. Он убежден:
Ревнивца убеждает всякий вздор.
И после предъявления фальшивого «доказательства измены», которое простодушный мавр принимает за истинное, Отелло уже не пытается выяснить обстоятельства измены и решительно заявляет:
И след любви с себя, как пух, сдуваю…
О ненависть и месть, со мною будьте
И грудь раздуйте мне шипеньем змей…
О нет, проклятье ей, гулящей твари!
Проклятье ей…
Как говорится, «Остапа понесло».
Возникшие бредоподобные идеи находят свое подтверждение в совершенно отвлеченных фактах. Любой из них льет воду на мельницу «зеленоглазой ведьмы» – ревности.
Так, рука жены в его представлении – уже достоверный факт измены!
Отелло: Дай мне руку. Какая влажная.
Дездемона: Ее пока ни годы, ни заботы не сушили.
Отелло: Такая влажность – несомненный знак
Уступчивости и любвеобилья…
В ней есть дьявол,
Он бесится и выделяет пот.
Отелло, доказывая страстность своей натуры, начинает «заводить» сам себя выдуманными сценами измены, не сознавая, что его мышление уже нарушено:
…Лежал. Прижимался… Это мерзость. Платок. Заставить сознаться. Платок. Заставить сознаться и повесить. Нет, сначала повесить, а потом заставить сознаться. Я весь дрожу… (Падает без чувств).
Как здесь не согласиться с циничным утверждением Яго: «Так ловят легковерных дураков».
Но чувство ревности, как и полагается болезни, продолжает нарастать, ревнивцу уже необходимо добровольное признание самой Дездемоны. (Как тут не вспомнить процессы «добровольного признания врагов народа» в тридцатых годах прошлого века?)
Еще недавно так любивший свою жену Отелло уже не выбирает светских выражений, а переходит почти на площадную брань:
Сказать, в чем грех твой, уличная тварь,
Сказать, отребье, что ты совершила?..
А ты не знаешь, шлюха без стыда,
Что совершила ты, что совершила?
После чего, так и не дождавшись «признания», сначала пытается задушить молодую женщину, а потом еще закалывает ее кинжалом. Жена Яго, которая не успела рассказать Отелло о происках своего мужа, вполне логично констатирует:
Ах, черт слепой! Но что и было делать
С такой женой такому дураку?
Отелло остается подтвердить сей факт: «О, я глупец!» – а потом самому покончить жизнь самоубийством.
Краеугольный камень отличия обычной ревности (соперничество) от патологической – бездоказательность и безосновательность. Такую болезненную ревность психиатры недаром называют «незаконченным преступлением».
Александр Пушкин утверждал, что «Отелло от природы не ревнив – напротив: он доверчив». Но доверчивость не доходит до стадии психотической реакции и вряд ли приведет к убийству. Если только это не доверчивость инфантильного и не очень умного человека.
Учитывая распространенность данного вида психического расстройства, психиатры выделяют в психопатологии «синдром Отелло», под которым подразумевают бред ревности. У Шекспира несчастный мавр в конечном итоге понимает свою неправоту. А при бреде ревности переубедить больного, не прибегая к помощи специального лечения, не удается. Он лишь придет к выводу, что «изменщица-жена» уже «договорилась» с доктором.
Источник: Шекспир У. Отелло // Полное собрание сочинений в 8 томах. Т. 6. М. : Госиздат «Искусство», 1960. С. 281–425.