Кто молодец? Ник – молодец
Ник Вуйчич, несмотря на свою внешнюю нетипичность, является вполне типичным мотивационным оратором, да и ведет он себя на сцене как обычный американский телепроповедник. Но для обывателя инвалидность Вуйчича выступает чем-то вроде зеленых очков, при взгляде через которые обычные стекляшки выглядят как изумруды.
Наверное, зритель рассуждает примерно так: «Всегда полезно послушать человека, который не только не покончил с собой, родившись без рук и ног, но и зарабатывает огромные деньги, выступая публично». Или так: «Многие инвалиды боятся даже из дома выйти, а Вуйчич уверенно выступает перед полными залами, получая огромные деньги!»
Но правда ли это? Действительно ли Вуйчич хотел покончить с собой? Действительно ли он преодолевал страх публичных выступлений? Или он просто понял, что инвалидность дает ему психологическое преимущество перед другими людьми? Что он не только не боится публики, но и нуждается во всеобщем внимании, любит блистать в свете софитов? Что ему не нужно делать ничего, чтобы приковать к себе внимание, чтобы поразить аудиторию – достаточно лишь выйти на сцену? Чем это предположение хуже? Является ли оно менее правдоподобным? Исключает ли инвалидность выраженное стремление к публичности, исключает ли она демонстративность как черту характера? Нет, не исключает.
Исключает ли отсутствие рук и ног интенсивное развитие вербального интеллекта, формирование умения складно говорить? Нет, даже наоборот: бегать такой ребенок не может, мастерить не может, и в итоге у него образуется масса свободного времени. Единственный орган, который у него по-настоящему хорошо работает и позволяет воздействовать на внешний мир – это голосовой аппарат.
Волшебные советы
Может быть, во время своих выступлений Вуйчич рассказывает нечто по-настоящему ценное, открывает людям глаза и раскрывает секреты успеха? «Вы должны уметь быть благодарным! – вещает он, акцентируя каждое слово, как будто цитирует Библию. – Быть благодарным за то, чем уже обладаешь, означает, что вы сможете этим пользоваться!»
Что мы тут видим? Совершенно необоснованный совет. Да еще и содержащий в себе ловушку: если я эффективно использую то, что мне дано, значит, я благодарен. Тут нет проблем. А если я не использую то, что мне дано? Значит ли это, что совет Вуйчича неправильный? Ни в коем случае! Это означает лишь, что я недостаточно благодарен.
Чувство благодарности – штука субъективная, и объективно измерить степень нашей благодарности нельзя.
Такой перенос центра тяжести с объективных факторов – экономических условий, наличия знаний и навыков – на субъективные параметры типа чувства благодарности или силы желания – типичный прием мотивационных ораторов. Классическим примером этого приема является так называемая «ловушка веры в метод». Мотивационные ораторы обожают заявлять что-то вроде «мой метод работает, если в него верить». Это означает лишь то, что метод отлично защищен от того, чтобы его признали не работающим: если вам стало лучше, значит, метод работает, если не стало, значит, вы недостаточно сильно в этот метод верили.
Или вот Вуйчич предлагает повернуться к соседу, назвать ему свое имя и рассказать о трех своих целях. Что это вообще? Магический обряд от австралийских аборигенов? Как это упражнение может помочь? Какие навыки у меня сформируются, если я расскажу незнакомому человеку о моих целях? Науке неизвестно, но нервы такое упражнение, безусловно, щекочет. И люди начинают думать, что происходит нечто важное. Собственно, тут проявляется самая суть мотивационного ораторства: эмоции вместо реальных изменений.
А вот Вуйчич предлагает всем встать и повторять за ним так называемые позитивные аффирмации «я буду благодарным», «поражения не делают неудачником», «я люблю свою семью» и пр. Опять магия. Какие-то групповые заклинания. Или, может быть, все-таки самовнушение и воздействие на подсознание? Смешно. Еще Омар Хайям писал: «Хоть тыщу раз скажи “халва”, во рту не станет слаще».
Пусть бессодержательно, зато мотивирует
Что ж, скажет кто-то, Ник Вуйчич – не преподаватель экономики. Он не должен заниматься обучением людей реальным экономическим закономерностям, не обязан рассказывать о том, как правильно подсчитать количество денег, необходимое для начала бизнеса, о том, что такое точка безубыточности, почему надо отделять постоянные издержки от переменных. Его задача в другом – замотивировать людей, усилить их мотивацию к успеху.
Сам этот подход в корне неверен и просто смешон, если честно. Если вы не хотите пахать на чужого дядю, а хотите работать на себя, мотив у вас уже есть, формировать его не нужно. От усиления этого мотива никакого толку не будет. Все, что вам надо, это найти пути удовлетворения своей потребности и проявить волю для достижения поставленных целей.
Проще говоря, если вы хотите стать фотомоделью, вам нужно пойти в спортзал, к специалисту-имиджмейкеру, а не просто смотреть фильмы про успешных фотомоделей.
В бизнесе необходимо смотреть на вещи весьма рационально, тратить деньги обдуманно, следить, чтобы издержки не превысили доход, а вовсе не биться в экстазе в толпе людей, эмоционально обрабатываемых каким-нибудь пастором или мотивирующим оратором. Гораздо полезнее будет потратить деньги на получение чего-то реального, весомого, измеримого, чем на посещение мотивирующих мероприятий.
Впрочем, для людей, постоянно посещающих все эти бизнес-тренинги, мотивирующие семинары и прочие слеты успешных людей стали самой настоящей религией: результат не требуется, главное – процесс, ритуал и соблюдение правил. Это просто иллюзия успешности, которой требуется постоянная подпитка от мотивирующих ораторов.
По моему хотению!
Миф о том, что сила желания сама по себе важна, что она неким загадочным образом воздействует на реальность – это именно миф. Если вы чего-то хотите добиться, вам нужно не усиливать это желание, не убеждать себя в успехе ваших начинаний, а анализировать ситуацию объективно, выяснять, чего именно вам не хватает (знаний, навыков, времени, денег, связей) и искать реальные пути получения недостающего.
Все остальное – не более чем современная форма магии. Ваши родители заряжали воду от Чумака, а вы заряжаетесь уверенностью от Вуйчича.
В основе обоих процессов – неправильное, некритичное, по сути, магическое мышление. Послушай инвалида, который добился успеха, и сам добьешься успеха. Надень шкуру волка и обретешь силу волка.
Ох уж эти сказочники!
Как и все мотивирующие ораторы, инфо-бизнесмены и прочие продавцы рукавов от жилетки, Вуйчич постоянно рассказывает истории успеха. Вот, например, история про нищего бразильца, который начинал как простой чистильщик ботинок, а стал владельцем страховой компании. Чему учат такие примеры? Тому, как не надо выявлять причины успеха. Каждая такая история, как правило, это исключительный случай, именно поэтому он и оказывается в фокусе внимания. Но строить закономерность на исключительных случаях нельзя именно потому, что эти случаи исключительные. Норма – это когда чистильщик ботинок чистит их всю свою жизнь.
Опасны такие истории тем, что они построены на весьма распространенной ошибке нашего мышления – ошибке выживших.
Вот один человек вместо того, чтобы идти стандартным путем, становиться нормальным бухгалтером и увеличивать свои пенсионные накопления, решает пойти путем необычным, становится мотивирующим оратором и добивается успеха. Отлично! Вот только где истории тех, кто на этом пути потерпел поражение? Где рассказы о тех, кто, ринувшись в погоню за мечтой, потерпел крах? Кто, потратив годы на то, чтобы стать мотивирующим оратором, в итоге не просто прогорел, но и потерял все возможности вернуться в профессию?
Впрочем, я подозреваю, что эти истории все равно никого бы не убедили. Ведь и наличие неутешительной статистики заболевания СПИДом не мешает многим людям отказываться от использования презервативов. Данные о прямой связи между курением и раком легких не помогают отказаться от пагубной привычки. Люди рассуждают так: «ко мне эта статистика не относится» или «меня пронесет».
По своему культурному уровню, по сложности речи, по богатству (точнее, по бедности) словарного запаса Вуйчич представляет из себя типичного австралийского селянина, эдакую деревенщину типа Крокодила Данди. В сочетании с крикливо-манерным поведением американского проповедника это вызывает у меня чувство отвращения.
Вуйчич не рассказывает ничего нового, ничего полезного. Все, что он говорит, – это типичные для мотивационных ораторов лозунги, клише, заклинания, звучащие громко, но не оставляющие следа нигде, кроме эмоциональной сферы. Если вы хотите помогать инвалидам, лучше пожертвуйте деньги в соответствующий фонд или помогайте адресно. Поверьте, среди инвалидов полно людей, у которых есть серьезные проблемы, а вот зашоренной паствы, готовой платить за рукава от жилетки, нет.