На наших глазах стремительно набирает силу новое направление психологии — политическая психология власти. Стоит через призму психологии власти взглянуть на поток жизней, именуемый человеческой историей, и мы станем свидетелями проходящего через века конфликта между людьми, ориентирующимися на «авторитет власти», и людьми, которые предпочитают в своих делах и поступках ориентироваться на «власть авторитета».
Монументальные памятники вождям, египетские пирамиды, мавзолеи, ратуши и дворцы — это не что иное, как запечатленная в разных культурах символика «авторитета власти». Весьма рельефно эта символика проявлялась в обозначении «кто есть кто» с помощью одежды, являющейся в ряде культур знаком резкого деления социальных сословий. Так, например, в Древнем Китае чиновникам вменялось в обязанность носить головной убор с загнутыми вверх полями, а ученым — нечто напоминающее сзади два крыла. И как раз в этом смысле высказывание «встречают по одежке» психологически и означает, что человека встречают по той социальной роли, которая через одежду говорит о его чине, сане, величии и величине.
Но как бы далее я ни трудился, повествуя о психологической природе власти, вряд ли я смогу хоть на йоту конкурировать с ярким символом «авторитета власти», рожденным в воображении неутомимого Михаила Афанасьевича Булгакова. Откроем же бессмертный роман «Мастер и Маргарита», откроем и прочтем: «За огромным письменным столом с массивной чернильницей сидел пустой костюм и не обмакнутым в чернила сухим пером водил по бумаге. — Попрошу не рыдать в кабинете!… злясь, сказал вспыльчивый костюм… и рукавом подтянул к себе свежую пачку бумаг, с явной целью поставить на них резолюцию». Ох, как жаль, что бравая свита Воланда редко навещает кабинеты власти, в которых царит безликий «авторитет власти», не признающий «власти авторитета».
Сталкиваясь с людьми «авторитета власти» на улице, дома, на работе, помните, что это люди «формального лидерства», люди как бродячие роли. Они, сами того не подозревая, исповедуют формулу короля Людовика ХIV «Государство — это Я!» И люди авторитета власти теряются, когда мы не отвечаем безропотным послушанием на их величие, вспоминая при встрече с ними высказывание Михаила Жванецкого: «Это я, твое родное государство».
Сколь разительно отличаются люди авторитета власти от людей власти авторитета — реальных лидеров, властителей дум, гуру, аксакалов, мудрецов и еретиков! Эти люди вслед за Галилео Галилеем готовы сказать вопреки инквизиторам всех времен и народов: «А все-таки она вертится!» Они, как легендарный Вильгельм Телль, не станут делать «прыжков послушания» и падать ниц перед шляпой императорского наместника, висящей на шесте главной площади города. И как генетик Николай Вавилов, они найдут в себе силы сказать: «На кострах гореть будем, но от идей своих не откажемся».
В человеческой истории существует особый суд — суд памяти. И стоит ли удивляться, что этот пристрастный суд оставляет в памяти людей «власти авторитета» подобных Вильгельму Теллю, а от императорского наместника — лишь упоминание о его шляпе.
Жизнь движется надеждой. И поэтому мы не перестаем надеяться, что на смену временам Авторитета власти придут времена власти высшего из авторитетов — Власти Авторитета Человеческого Достоинства.