Для художника Готфрида Минда, бывшего умственно отсталым человеком, а по некоторым диагностическим версиям, аутистом, но одаренным анималистом, навсегда остались недоступными многие элементарные знания и навыки. Тем не менее, его рисунки, изображающие детей, кроликов, котят и щенят, имели большой успех в Европе, где его называли «кошачьим Рафаэлем». Одна из картин Минда даже висела во дворце английского короля Георга IV.
По некоторым данным, сегодня аутисты появляются на свет в десять раз чаще, чем прежде. В начале 1990-х годов в США учились 15 500 детей, больных аутизмом, а через пять лет их стало 42 500. На каждые 10 тысяч новорожденных приходится 15–20 аутистов (0,2%). Причины аутизма ищут в ранних заболеваниях, прививочных осложнениях, в том, что теперь таких детей научились лучше выхаживать. Не исключено, что эта патология – наследственный дефект и болезнь обусловливается влиянием нескольких генов.
Симптомы аутизма видны уже после рождения: ребенок не проявляет оживления, почти не реагирует на близких, не улыбается. Когда его берут на руки, он не обнаруживает эмоций, часто кажется глухим или слепым.
В полной мере признаки аутизма проявляются на втором–третьем годах жизни. Ребенок не может говорить и соотносить слово с объектом, избегает смотреть в глаза матери, боится незнакомых, не делает разницы между своими и чужими, часами играет в стереотипные игры, не реагирует на просьбы, не подражает взрослым, не показывает пальцем на то, что ему нужно, а просто плачет, не обращается за помощью, словно все знает сам, кубики раскладывает в ряд, не строя из них пирамиду, избирателен в еде, не любит ласк, болезненно реагирует на некоторые звуки, не понимает границ своего тела. Если он осознает какое-то действие, то повторяет его постоянно, говорит одни и те же слова.
Аутисты боятся нового, все понимают, но не обладают интуицией, и им трудно адекватно участвовать в разговоре. Они одержимы страстью к упорядочиванию. Некоторые из них молчаливы, медлительны, спокойны; другие, напротив, неусидчивы и раздражительны. Считается, что аутизм лучше преодолевается, если ребенок посещает обычные детские учреждения. Научить детей-аутистов общению можно, как второму языку, хотя они все равно останутся в своем мире стереотипий.
Около 10% аутистов (по американской статистике) обладают выдающимися способностями. Примерно 80% аутистов страдают задержками умственного развития. Но при этом тесты нередко фиксируют у них IQ гениев. Мальчиков среди аутистов в четыре раза больше. Аутисты обладают большими способностями к программированию, по некоторым данным, в компании Билла Гейтса до 20% персонала – аутисты. 70% аутистов не имеют друзей. 95% никогда не заводили семью.
Среди аутистов существует особая категория людей – с синдромом ученого («савантсиндром» – термин психиатра Д. Трефферта). Аутичный савант-человек, обладающий экстраординарными способностями в области счета, искусства, музыки. При этом он часто производит впечатление умственно отсталого. Иногда способности саванта возникают в результате черепно-мозговой травмы, особенно при поражении левого полушария. Мозг савантов действует как единое целое. У обыкновенного человека сознание включается лишь тогда, когда полученная его мозгом информация полностью обработана и образ предмета сложился. Мы видим и запоминаем только значительное, основное. Саванты же не переходят от деталей к целому, имея голографический доступ сразу ко всему банку данных мозга. Поэтому саванты-аутисты запоминают огромное количество фактов, чисел, номеров, текстов, музыкальных произведений… Они решают головоломные примеры; точно оценивают расстояние до объектов; определяют, какой день недели пришелся на заданное число 10 000 лет назад; без часов знают, сколько прошло времени. Некоторые из них имеют неврологические отклонения, но мозг большинства анатомически и физиологически нормален. Вероятность рождения аутичного саванта – 1 к 80 миллионам.
Алонсо Клемонс – скульптор из Колорадо. Его IQ равен 40 (нижняя граница нормы – 70). В детстве лепил из глины удивительно похожие фигурки животных, а в 1986 году состоялась его первая выставка. Клемонс может воссоздать в деталях любого представителя фауны, ему достаточно мельком взглянуть на экран или фотографию. Работа над изображением занимает у него не более часа. Одна из его работ была продана за $45 000.
Ричард Воуро – аутичный художник из Шотландии. В три года ему был выставлен диагноз «умеренно выраженной умственной отсталости», позже квалифицированной как аутизм. Он не разговаривал до одиннадцати лет. После операции по удалению катаракты его зрение настолько ослабло, что Воуро был признан слепым. Когда он учился ходить – в шесть лет, – то начал рисовать на доске мелом, а затем пастелью. Любимой техникой Воуро стали восковые карандаши. Он рисовал пейзажи по памяти – с виденных им прежде лишь раз (в книгах или по телевизору) ландшафтов. Память позволяла художнику называть точную дату написания каждой из работ. Жизнь Р. Воуро стала сюжетом документального фильма Лоуренс А. Беккер «С широко открытыми глазами» (1983). Работы Р. Воуро приобретали Папа Иоанн Павел II и Маргарет Тэтчер.
Джонатан Лерман – художник-аутист, США (родился в 1987 году). Перестал разговаривать в два года, IQ – 53. В десять лет начал рисовать углем портреты, демонстрируемые на крупных выставках.
Джеймс Генри Пуллен («гений Ирлсвудского приюта»). Родился в Лондоне в 1835 году глухим, почти немым, умственно отсталым. К семи годам выучил единственное слово – искаженное «мама». В детстве начал вырезать кораблики из дерева, рисовать. В приюте поощрялись ремесла, и Джеймс стал плотником-краснодеревщиком. Если ему требовался инструмент, он легко изготавливал его сам. Днем Пуллен работал, ночью рисовал приютские коридоры. Но не только: однажды по газетной статье он нарисовал осаду Севастополя в Крымской войне. Творчеством аутиста интересовались члены британской королевской семьи. Главный шедевр Пуллена – модель корабля «Грейт Истерн», над которой он работал семь лет, выточив все детали, в том числе 5 585 заклепок, 13 шлюпок, миниатюрную мебель салонов. После смерти Пуллена (1914) его мастерская стала музеем.
Жиль Трехин – французский художник, создатель вымышленного города Урвилля. Родился в 1972 году, диагноз ему поставили в восемь лет. Подростком он начал рисовать карту воображаемого города, для которого придумал увлекательную и подробную историю.
Стивен Уилтшир – английский художник (1974). В трехлетнем возрасте у него был диагностирован аутизм. Уилтшир неизменно сторонился других детей, плача при их приближении и забиваясь в какой-нибудь угол; никогда не смотрел в глаза окружающим, обращаясь к ним только в том случае, если ему от них было что-то необходимо (чаще всего – лист бумаги для рисования); малейшие изменения режима приводили его в сильное раздражение: он был склонен к стереотипиям (один из таких художников рисовал только электрические лампы, а если и изображал какие-то фигуры, то умудрялся составлять их из тех же лампочек.
Говорить Стивен научился в девять лет, рисовать начал с четырех лет (рисуя в основном автомобили и шаржи на преподавателей), через четыре года поразив окружающих своими апокалиптическими зарисовками (города после землетрясений – телевизионные сюжеты, посвященные стихийным бедствиям, неизменно приводили его в возбуждение). Когда погиб его отец, к которому Уилтшир был более всего привязан, ребенок еще более замкнулся, надолго перестав разговаривать. Стивен, всего однажды пролетев над Лондоном на вертолете, нарисовал после этого центральную часть города во всех деталях без предварительных набросков. Любимый фильм Уилтшира (разумеется!) – «Человек дождя».
Человеческий мозг и сегодня остается практически неизученным. Его загадки по-прежнему неисчерпаемы. Может быть, те странные и изощренные чудеса, на которые способны саванты, демонстрируют человечеству его собственные потенциальные возможности, словно говоря: на то, что умеют они, способны и все остальные люди. Дело только в том, чтобы перевести потенциальную энергию возможности – в кинетическую энергию осуществления, подобрав ключ, способный открыть крипты интеллекта и довести до 100% те сакраментальные 5% используемых ресурсов мозга, которые сегодня находятся в нашем распоряжении.
Правда, порой кажется, что плата савантов за их столь высокоспециализированное дарование является несоизмеримо огромной. Искусство савантов, являясь технически совершенным, в то же время отнюдь не превращает этих художников в гениев живописи: эмоциональная составляющая в их работах почти полностью отсутствует. Их музой является Мнемосина, богиня памяти, и хоровод девяти муз – покровительниц изящных искусств от них далек. Может быть, сегодня мы еще не готовы к осуществлению таких дарований, так как пока что не постигли гармонию равномерного личностного развития, без которой любой талант такого уровня окажется беспомощным и более удивительным, чем прекрасным?
Но Мнемосина была матерью всех остальных муз… И если бабочка – энтелехия куколки, то, быть может, саванты – предыстория грядущего человечества, но гармонично развитого и гениального во всех смыслах.
«Взрослые аутисты и их родители осыпают аутизм ругательствами, недоумевая, зачем сотворены такие психические расстройства, как аутизм, шизофрения или маниакально-депрессивный психоз. Однако, если из организма удалить гены, вызывающие эти расстройства, последствия могут оказаться непредсказуемыми. Возможно, люди с проявлениями этих заболеваний более созидательны и даже более одарены… Если удалить эти гены, то, вероятно, пострадает все человечество» (Сакс О. «Антрополог на Марсе»). Эти слова, написанные американской аутисткой Темпл Грандин, сумевшей защитить ученую степень по ветеринарии, близки по смыслу к фразе японского художника Ямаситы Киеси о том, что аутисты «играют ведущую роль в мире».