Высоко в небе, прямо над замком, сокол напал на трех гусей и одного из них ранил. На белый снег упали три капли крови. Увидел их Парсифаль и загрустил, вспоминая всю свою жизнь. Подошли к нему рыцари, посланные королем Артуром. Хотели пригласить его в замок короля. Не стал слушать их Парсифаль. Разгневался и побил их, сбросив с коней.
Эта история из легенды о чаше Грааля и рыцарях Круглого стола короля Артура. Что она может сказать о современных мужчинах? Нет у нас сейчас стальных доспехов — их заменил модный костюм. А что вместо меча? Золоченый паркер? Автомат Калашникова? Удочка? У кого как.
Мы больше не служим королям, вместо них у нас сейчас… нет, о политике лучше не будем. Короче, мы совсем другие.
Но так же, как и тысячи лет назад, мы способны увлечься чем-то, что напоминает нам о душе. И горе тому, кто осмелится прервать нашу любимую песню. Как и в средневековой Англии, современные российские мужчины впадают в тоску, выхода из которой два: улечься на диване лицом в подушку или начать крушить все вокруг.
Каждому из мужчин знакомо ощущение охваченности каким-либо чувством. Это может быть счастье, заставляющее ходить на руках от радости. А может быть гнев, от которого стонут домочадцы. В припадке такого неистовства Геракл даже убил всех своих детей и детей своего брата Ификла.
ЧУВСТВА И НАСТРОЕНИЕ
Разобраться в природе этого состояния мы можем, только отделив друг от друга два аспекта внутреннего мира — чувство и настроение. В обыденных представлениях о реальности это почти одно и то же. Но с точки зрения юнгианской или аналитической психологии чувство и настроение у мужчины — совсем разные вещи.
Чувство — это ощущение ценности окружающего мира, наше отношение к нему. Мы любим, радуемся, обижаемся, горюем — показываем, как мы относимся к тому, что происходит. По сути дела, чувства — это и есть наш контакт с окружающим миром. Мы чувствуем — и тогда ощущаем, что мы живые. Тогда мы открыты для общения с теми, кто рядом, и способны принять помощь, если нам плохо.
Настроение — совсем другое дело. Оно охватывает нас вне всякой связи с тем, что творится вокруг. Потому что первопричина его внутри. Оно тоже состоит из эмоций, но они «захлестывают» своего хозяина. Источник настроения не окружающий мир (хотя хандрящему мужу порой кажется, что во всех бедах виновата его жена). Это бессознательное (подавленные, вытесненные эмоции) мужчины напоминает ему о своем существовании. Правильнее будет сказать, что это даже не эмоции. Это их зачатки, из которых потом могут вырасти глубокие мужские переживания, чувства. А могут и не вырасти. Тогда они копятся и выплескиваются в душе мужчины, охватывая его, лишая рассудка.
«Вы, конечно же, представляете себе, что происходит, когда мужчиной овладевает настроение: все окрашивается в цвета, которые соответствуют его настроению. Если он с утра встал «не с той ноги», то есть находится во власти настроения, то для него все видится в черном цвете. Он абсолютно уверен в том, что все дела идут плохо. Всюду он оставляет печать настроения, под властью которого в данный момент находится. Его настроение подобно инфекции, и очень скоро жена и дети впадают в полное уныние», — так описывает это состояние Роберт Алекс Джонсон, аналитический психолог, автор книги «Он. Глубинные аспекты мужской психологии».
Какая женщина не встречалась с таким состоянием своего мужчины? Это знакомо практически каждому. С точки зрения Р. Джонсона, дело в специфической «мужской одержимости» — охваченности анимой.
Анима (от лат. anima — душа) — это термин, который ввел Карл Густав Юнг. Так он назвал женскую составляющую в психике мужчины. Как любой мужчина является носителем женских гормонов, так и женская сущность присутствует в каждом из нас. Эта часть личности мужчины связана в большей степени с бессознательным. По-другому ее можно назвать внутренней феминностью (т. е. женственностью). Эта часть личности дарует мужчине способности к творчеству, интуицию, заботливость и многое другое. Но в то же время именно отсюда возникает «настроение». Так об этом пишет Р. Джонсон: «Мужчина, подверженный своему настроению, — это мужчина, находящийся во власти внутренней женщины. На языке современного сленга это звучит следующим образом: «Он совсем остервенел».
Как мужчина попадает под власть внутренней женственности? Самый простой способ — не замечать ее. Так мужчина старается ее заглушить, стараясь доказать всем, что он «первый парень на деревне». И тогда он обязательно станет жертвой собственного настроения.
Всем знакома сентиментальность блатных песен, стыдливо именуемых у нас шансоном. Хотя сама блатная культура, наоборот, крайне агрессивна. Но «опять защемит грудь, и в душу влезет грусть» — это строка одной из самых знаменитых песен «русского шансона» «Владимирский централ». Мы видим охваченность настроением, в котором можно сделать все что угодно, а потом жалеть всю оставшуюся жизнь. Одержимость анимой — внутренней феминностью — наиболее ярко проявляется у тех, кто больше всего бежит от нее. Она похожа на потоп. Мужчину «захватывает» поток настроения и неудержимо несет. Куда? Неизвестно. Как любая стихия, этот поток коварен и непредсказуем.
Из такого состояния мужчине очень трудно выйти самому. Охваченность настроением может выражаться в неудержимом гневе. Мужчина может обвинять женщину в своем состоянии — ведь зачастую «виноват» во всем именно тот, кто рядом. Начальство, друзья, прохожие, а то и само устройство мира — все оказываются виновны в том, что мужчине сейчас плохо. Иногда такое состояние становится не просто временным. Оно превращается в характер. Так главный герой романа Анатолия Рыбакова «Дети Арбата» вспоминает о своем отце: «В комнате он появлялся с мрачным видом, не здоровался — ведь утром, слава богу, уже виделись, хмуро осматривался, искал беспорядок… отправлялся мыть руки, из ванной доносилось его недовольное бурчание… Если съедал свою тарелку раньше мамы, хмуро спрашивал: «Второе будет? Ах, будет, спасибо!»
Бывает и по-другому. «Одержимость» может выглядеть как «кома». Будто бы компьютер завис и никакая перезагрузка не помогает. Рыцарь Парсифаль смотрел на капли крови на снегу и грустил. Ничто не могло отвлечь его. Так мужчина попадает под власть бессознательного — внутренней феминности.
НЕ СОБЛАЗНЯТЬ И НЕ СОБЛАЗНЯТЬСЯ
Что же делать? Как удержаться, остаться собой и не поддаваться власти настроения? Рецепта, простого, как таблица умножения, естественно, нет. Но кое-что нам могут подсказать легенды и мифы, в которых, как известно, сконцентрирован тысячелетний опыт наших предков. Вспомним историю о рыцаре Парсифале. Он проходил обучение рыцарскому искусству у своего крестного — Гурнамонда. В конце обучения Гурнамонд дал ему два совета, один из которых звучал так: «не соблазнять и не соблазняться женщиной».
Этот совет мы поймем правильно, только если вспомним основную идею К.Г. Юнга о легендах и мифах. Он утверждал, что это истории не про людей. Точнее, не про реальных людей. Это рассказ о внутреннем мире человека. О том, что происходит внутри души каждого из нас. Поэтому совет Гурнамонда — это не наказ родителя «строгих нравов». Он о том, что с внутренней женственностью, анимой, следует «дружить», но никогда не «соблазнять» или «соблазняться ею».
«Соблазняться» феминностью — это попадать под ее власть. Под очарование перепадов своего настроения. Придирчивый читатель скажет, что вообще-то мальчиков именно так и принято воспитывать. «Мачо не плачут». Мальчик должен не думать о своем настроении, а справляться с ним. Но именно такой стиль воспитания приводит к «одержимости настроением». Не замечать внутреннюю феминность — лучший способ дать ей овладеть мужчиной. Ее подавление действует как кастрюля-пароварка. Чем плотнее прилегает крышка, тем больше давление в сосуде. Тем больше энергии у внутренней феминности. Тем сильнее власть настроения над мужчиной.
Получается, что подавление мужчиной своих чувств ведет к одержимости анимой. Я уже говорил, что чувства и настроение — разное дело. Поэтому мужчины, попавшие под власть внутренней феминности, находятся вне контакта со своими чувствами. Я помню своего отца, который любой разговор о чувствах сворачивал в шутку, но зато легко мог впасть в неудержимый гнев. Невозможность почувствовать другого мешает настоящему контакту с людьми. Поэтому мужчине часто проще подружиться с «механическим другом» — машиной, самолетом, компьютером или винтовкой. Как часто мы видим мужчину, нежно трущего «торпеду» своего автомобиля. И вполне возможно, что он готов сделать для своего «железного коня» больше, чем для кого бы то ни было на свете.
Получается, что бежать от внутренней феминности бесполезно. Не попасть под власть своего настроения мы можем, только прислушавшись к нашим чувствам. Точнее, учась прислушиваться к ним. Разбираясь в своих чувствах, мужчина постепенно перестает рисковать быть охваченным настроением. Признавая свое право чувствовать, мы открываем клапан для постоянного спуска пара. И тогда не нужны будут вспышки безудержной ярости и всепоглощающей хандры. Правда, исчезнет и эйфорическая влюбленность — с этим женщине придется смириться.
Посмотрим на вторую часть совета, который мудрый Гурнамонд дал молодому рыцарю Парсифалю: не соблазнять аниму.
Процитирую опять Р. Джонсона: «Когда речь заходит о том, что не следует соблазнять свою внутреннюю прекрасную даму, это может означать, что мужчина не должен жить в ожидании хорошего настроения. Ему не следует насиловать свою феминную часть».
Как обычно учат мальчиков справляться с плохим настроением? «Выше нос, парень», — «ободряет» отец. «Не грусти — похрусти», — слышится с экрана телевизора. «Забей. Пойдем оторвемся», — советуют пацаны. И юноша постепенно приучается к мысли о том, что он может и должен «управлять» своим настроением.
А когда «управлять» не получается? Тогда в дело идут разные способы. Это может быть алкоголь и наркотики. Может быть и агрессия, причем малообоснованная. Вспоминается цитата из рассказа юмориста Михаила Задорнова: «Было весело. Чтобы стало еще веселее, я пошел домой за ружьем». Ничем хорошим такой праздник, естественно, не закончился.
Пронестись на машине, пугая пешеходов, — да, это ведет к подъему настроения. Но, к сожалению, ненадолго. К тому же здесь как с наркотиками. Чем дальше, тем более сильные переживания требуются, чтобы получить желаемое. Бизнесмен среднего возраста с пресыщением смотрит на все, что раньше доставляло удовольствие. Теперь, чтобы сменить настроение, требуется большее.
И так бесконечно. Получается, что «соблазнение внутренней феминности» оборачивается зависимостью от нее. Это тоже одна из форм одержимости. И тут внезапно оказывается: все, чему нас учили с детства, перевернулось с ног на голову. Нам говорили «держи свое настроение под контролем», «не поддавайся эмоциям». Мы старались вести себя именно так. Но в конечном итоге мы остаемся побеждены настроением.
Как же «не соблазняться» настроением? Ведь его подавление приводит к обратному результату. Самый простой и действенный способ отлично описан в известной «Песне о хорошем настроении» которую пела Людмила Гурченко: «Если вас с любимой / Вдруг поссорил случай, — / Часто тот, кто любит, / Ссорится зазря, — / Вы в глаза друг другу / Поглядите лучше, / Лучше всяких слов порою / Взгляды говорят». Посмотреть в глаза — это встретиться с другим. Быть открытым к своим и его чувствам. Какие бы они ни были. А уж тогда «И хорошее настроение / Не покинет больше вас».
Конечно, в песне все просто. В жизни сложнее. Но это именно то, как мне кажется, чего не хватает современному мужчине. И не только в нашей стране — везде. Способности быть в контакте со своими чувствами, принятия их в себе. Без этого невозможна по-настоящему мужская ответственность. Ведь «охваченный анимой» мужчина и вправду не может отвечать ни за что. А здесь уже стоит задуматься женщинам. Кто им нужен: «одержимый мачо» или отвечающий за свои чувства мужчина, находящийся в контакте с собой и миром?